Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
В работе рассматриваются такие вопросы, понятия правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.
Один из разделов работы посвящен интересному вопросу – международному правопорядку.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Основы и понятие правопорядка;
2. Формирование правового порядка;
3. Структура правопорядка (Правопорядок и общественный порядок);
ВВЕДЕНИЕ III
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА VI
1.1. СТРУКТРУРА ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК XI
1.2. ГАРАНТИИ ПРАВОПОРЯДКА XII
ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО XV
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК XXI
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА XXV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ XXVIII
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXX
Различие между «обеспечением» и «охраной (защитой)», по моему мнению, состоит в том, что обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием положительной реализации законов (юридических норм), с их упрощением, профилактикой возможных правонарушений, и охрана правопорядка – с нарушением последних, с восстановлением правопорядка.
Обеспечение правопорядка. Система обеспечения правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм), как должностными лицами так и гражданами, на упрочнение правопорядка, и наконец на профилактику нарушений правопорядка, т.е. из трех блоков: а) гарантирование правопорядка, б) упрочнение правопорядка, в) профилактика нарушений правопорядка. Такое деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).
Гарантирование и упрочнение правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединения граждан, их должностных лиц. Под гарантиями правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне нее.
Следует
различать общие (экономические, политические,
духовно-культурные) и специальные
(правовые, психологические и
Надзор и контроль за состоянием правопорядка включают: контроль в системе органов государственной власти, на мой взгляд, который должен быть первоочередным, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.
Профилактика нарушений правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведет к правонарушениям. В том числе такого рода факторов – экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка лиц на приоритет целесообразности перед законностью.
Система охраны (защиты) правопорядка включает выявление несоответствия праву (правовым принципам и международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законотворчестве и правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.
Нарушения правопорядка. На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не сможет быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством об этом служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.
Правонарушения органов, объединения граждан, их должностных лиц, не являющиеся одновременно нарушениями законности, посягают на правопорядок, являются нарушениями правопорядка.
С управленческих позиций организация системы обеспечения и защиты правопорядка означает, во-первых, определение состояния правопорядка в той или иной структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушений, защиту правопорядка и их упрочнение. Речь с моей стороны идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за из выполнением.
Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния правопорядка, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отельных органов, подразделений и служб, звеньев местного самоуправления. Следует знать и уметь пользоваться разнообразными источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если они были учтены официально. Для анализа динамики и структуры правонарушений можно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, контрольных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умения обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.
Система
обеспечения и охраны правопорядка
в целом должна быть дополнительно сориентирована
на граждан и других физических лиц.
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы.
В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросу правопорядка в отечественной теории права и государства, мною выполнена.
Изучение проблем правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.
Правопорядок
есть результат действия законности,
реализованной свободы
— в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;
— в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
— интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
— государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
— граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.
Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.
Хоть
идеального правопорядка и не существует,
но необходимо стремление любого правового,
социально-развитого общества к таковому.
Законодательные
и другие официальные
материалы
Книги
Статьи