Правовой порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются такие вопросы, понятия правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.
Один из разделов работы посвящен интересному вопросу – международному правопорядку.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Основы и понятие правопорядка;
2. Формирование правового порядка;
3. Структура правопорядка (Правопорядок и общественный порядок);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ III
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА VI
1.1. СТРУКТРУРА ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК XI
1.2. ГАРАНТИИ ПРАВОПОРЯДКА XII
ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО XV
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК XXI
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА XXV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ XXVIII
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXX

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

      Различие  между «обеспечением» и «охраной (защитой)», по моему мнению, состоит  в том, что обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием  положительной реализации законов (юридических норм), с их упрощением, профилактикой возможных правонарушений, и охрана  правопорядка – с нарушением последних, с восстановлением правопорядка.

      Обеспечение правопорядка. Система обеспечения  правопорядка представляет собой структуру  мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм), как должностными лицами так и гражданами, на упрочнение правопорядка, и наконец на профилактику нарушений правопорядка, т.е. из трех блоков: а) гарантирование правопорядка, б) упрочнение правопорядка, в) профилактика нарушений правопорядка. Такое деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).

      Гарантирование  и упрочнение правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединения граждан, их должностных лиц. Под гарантиями правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне нее.

      Следует различать общие (экономические, политические, духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии. Правовые гарантии, как вид  специальных гарантий включают: а) меры по совершенствованию законодательства, б) меры выявления правонарушений правопорядка, в) меры защиты, г) меры ответственности, д) меры надзора и контроля за состоянием правопорядка, е) меры профилактики нарушения правопорядка.

      Надзор  и контроль за состоянием правопорядка включают: контроль в системе органов государственной власти, на мой взгляд, который должен быть первоочередным, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

      Профилактика  нарушений правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведет к правонарушениям. В том числе такого рода факторов – экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка лиц на приоритет целесообразности перед законностью. 

      Система охраны (защиты) правопорядка включает выявление несоответствия праву (правовым принципам и международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законотворчестве и правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

      Нарушения правопорядка. На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в  литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не сможет быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности.  Свидетельством об этом служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.

      Правонарушения органов, объединения граждан, их должностных лиц, не являющиеся одновременно нарушениями законности, посягают на правопорядок, являются нарушениями правопорядка.

      С управленческих позиций организация  системы обеспечения и защиты правопорядка означает, во-первых, определение  состояния правопорядка в той  или иной структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушений, защиту правопорядка и их упрочнение. Речь с моей стороны идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за из выполнением.

      Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев  оценки состояния правопорядка, а  также системы показателей  для  ее определения применительно к  деятельности государственного аппарата и его отельных органов, подразделений и служб, звеньев местного самоуправления. Следует знать и уметь пользоваться разнообразными источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если они были учтены официально. Для анализа динамики и структуры правонарушений можно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, контрольных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

      Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных  органов включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умения обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.

      Система обеспечения и охраны правопорядка в целом должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

      Подводя итог работе, можно сделать следующие  выводы.

      В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов  по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросу правопорядка в отечественной теории права и государства, мною выполнена.

      Изучение  проблем правопорядка в курсе  теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

     Правопорядок  есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:

     —  в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;

     —  в общественной жизни реально  воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом  и другие принципы права;

     —  интересы субъектов права находятся  под надежной охраной государства;

     —  государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

     —    граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

     В своей совокупности эти факторы  образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные  свойства правового регулирования  общественных отношений.

     Правопорядок  — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

      Хоть  идеального правопорядка и не существует, но необходимо стремление любого правового, социально-развитого общества к таковому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Законодательные и другие официальные материалы 

  1. Конституция Российской Федерации. М., «Норма». 2004. 78 с.
  2. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 81.
  3. Федеральный закон "О Выборах Президента Российской Федерации". СЗ РФ. 2000. № 1 (ч. II). Ст. 11.
  4. Указ Президента России от 22 декабря 1993 года № 2267 "Об утверждении положения о федеральной государственной службе". СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 76.
 

Книги 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М., Юрид.лит.1981. 257 с.
  2. Алексеев С.С Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1.  
    Свердловск, изд. СГУ. 1972. 290 с.
  3. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория  
    права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К.Бабаева. Н.Новгород, 1993.  190 с.
  4. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. I. М.; Л. 1945. 220 с.
  5. Кудрявцев В.Н.: Закон. Поступок. Ответственность. М. Юрид.лит.1996. 178 с.
  6. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.  
    Юрист 1994. 390 с.
  7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах под  
    редакцией М.Н.Марченко. Т.2. Теория права. М. издательство "Зерцало" 1998. 250 с.
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией профессора  
    М.Н.Марченко. М. Юрид.лит.1994. 202 с.
  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: 2 издание дополненное,  
    переработанное. Под редакцией Стрекозова В.Г. М. издательство  
    "Интерстиль" 1997. 410 с.
  10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций.  
    Екатеринбург 1996. 160 с.
  11. Шабуров А.С. Законность и правопорядок Теория государства и права:  
    Учебник для вузов, М.,  Норма-М. 1997. 406 с.
  12. Явич Л.С. сущность права. Л. Изд. ЛГУ, 1985. 206 с.
  13. Бабаев В.К. Теория государства и права: institutions, Москва, Юристъ, 2006 год,  564 с.

 

Статьи 

  1. Государство и  право. 1990. № 8.  Кудрявцев В.Н.: Право  как элемент культуры // Право  и власть М. 1990. с. 29
  2. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1997. с. 135.
  3. Петров С.М., Туманов Г.А. Категория интереса в теории   государственного управления.  // Государство и право. М. 2001. № 5, с. 14

 

Информация о работе Правовой порядок