Предмет теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права конспект.docx

— 680.19 Кб (Скачать документ)

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободен благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что  правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает  для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные  условия.

Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать  лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для  общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между  ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих  в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или  иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода,  многообразие форм собственности,  рыночные отношения;

2) безусловное признание  и защита естественных прав  человека и гражданина;

3) легитимность и демократический  характер власти;

4) равенство всех перед  законом и правосудием, надежная  юридическая защищенность личности;

5) правовое государство,  основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический  плюрализм, наличие легальной  оппозиции;

7) свобода мнений, слова  и печати, независимость средств  массовой информации;

8) невмешательство государства  в частную жизнь граждан, их  взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство  и национальное согласие;

10) эффективная социальная  политика, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей.

Роль государства заключается  в первую очередь в том, чтобы  охранять правопорядок, бороться с  преступностью, создавать необходимые  условия для беспрепятственной  деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих  прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в  основном функции "по ведению общих  дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической  жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время  звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности.

В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". - Н.А. Некрасов). Следует  различать гражданство и гражданственность - это разные понятия.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся  общество, в котором центральное  место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной  экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные  индивиды-собственники объединяются для  совместного удовлетворения своих  интересов и служения общему благу.

Однако собственников  сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального  рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться" <*>. Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос - какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское  общество противостоит политико-идеологическому, а тем более - авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах  управления. Ключевую роль в нем  играет семья как исходная модель и опорный институт социального  жизнеустройства. Гегель считал семью  первым базисом государства, вторым - сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское  общество составляют необходимые предпосылки  государства".

Структура гражданского общества

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Составляющими частями (элементами) структуры  выступают различные общности и  объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность  и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь  граждан и ее гарантии; 8) институты  демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система  воспитания и образования; 12) свободные  средства массовой информации; 13) негосударственные  социально-экономические отношения  и др.

Собственность выступает  главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет  уважения к собственности, там нет  и уважения к личности. При этом важно, чтобы класс собственников  формировался не криминальными путями, как в современной России, а  в процессе нормального цивилизованного  развития.

Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать  в отлаживании и совершенствовании  этого механизма. Оно должно создавать  и уравновешивать баланс интересов  между конкурирующими субъектами (индивидуальными  и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания  рыночной среды.

Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что  оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти  в нем "свое место", отказаться от тотального контроля и ответственности  за решение всех проблем, переключить  внимание в те сферы, где оно действительно  необходимо и где обязано четко  выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.).

Однако "уход" государства  из экономики не означает полного  прекращения влияния на нее, самоустранения от миссии главного координатора и  арбитра, бросания всего и вся  на произвол судьбы. Конечно, главная  идея гражданского общества - его относительная  независимость от государства, но именно относительная, а не абсолютная. Более  того, может сохраняться даже монополия  государства на некоторые отрасли  хозяйствования.

Централизованное воздействие  сохраняется, но не путем приказных  и волевых методов, а через  такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и  приоритетов, поддержка базовых  отраслей промышленности, протекционизм.

Государство не может уподобиться  роли бесстрастного "регулировщика  на перекрестке", которого не интересует, куда люди идут и едут, лишь бы не нарушали правил движения. Оно призвано курировать науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека.

Структуру современного российского  гражданского общества можно представить  в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная  система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего здесь следует  обозначить блок отношений, связанных  с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это  институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального  начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения  человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и  т.п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными  общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь  выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы  структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят  производственные отношения, которые  в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного  человека. Структурными элементами экономической  системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической  системы, хотя они в определенной степени функционируют и в  рамках другой системы — социальной.

Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Информация о работе Предмет теории государства и права