Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:38, шпаргалка
Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворчества.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно встретить понятие "процесс законотворчества", которое не тождествен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Понятие и принципы законотворчества 5
1.2 К вопросу законотворческой деятельности в Республике Казахстан 10
2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РК
2.1 Исполнительные органы Республики Казахстан 16
2.2 Парламент и законодательная функция Президента РК и их соотношение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Результат, которого хочет достигнуть творец закона, может быть ошибочным, однако этот результат в виде закона и дальнейшего его применения (или неприменения) достигается.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что законотворчество является важнейшей разновидностью права и нормотворческой деятельности, оно является сложным, системным правовым явлением, включающим в себя различные механизмы и способы выражения, обладающим особой формой, закрепленной действующим правом в виде законотворческого процесса, и нуждающимся в тщательном научном исследовании с целью достижения более эффективной работы законодательных органов государства над проектами законов.
Вывод: Законотворческая деятельность представляет собой не столько политико-правовое, сколько, прежде всего, социально-правовое явление. Если законотворчество в самом общем виде может быть определено как деятельность (совокупность мероприятий и действий), направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество как специально-юридическая категория означает соответствующую юридически значимую деятельность. Законотворческая деятельность, будучи урегулированной правом, характеризуется строгой последовательностью операций (действий) по созданию законов и выражается в законотворческом процессе (его процессуальная сторона) как юридической форме функционирования механизма законотворчества во времени. В этой связи вызывает возражение отождествление понятий "законотворческий процесс" и "законотворчество" на том основании, что без процесса само по себе законотворчество как материальная категория неосуществимо. Различие данных категорий состоит в том, что тот же механизм законотворчества в зависимости от определенных условий может по-разному функционировать во времени; различные же по типу механизмы законотворчества могут характеризоваться в то же время идентичными законотворческими процессами. С другой стороны, спорно и определение законотворческого процесса как фактического содержания законотворчества. Фактическое содержание законотворчества как научной категории составляет сама деятельность, направленная на создание закона, осуществляемая через специальный механизм законотворчества. В этом случае законотворческий процесс действует в качестве формы ее (деятельности) осуществления, характеристики функционирования механизма законотворчества (системы законодательных органов, законотворческих норм и т.д.) во времени.
Процедура взаимодействия соответствующих органов государственной власти и их должностных лиц по поводу внесения законопроекта, его обсуждения, а также рассмотрения и принятия (непринятия) в качестве закона, как нормативного правового акта высшей юридической силы выступает в виде законотворческой деятельности в процессуальном смысле слова.
В данной связи необходимо учитывать, что указанные процедуры и мероприятия реализуются при непосредственном участии главного субъекта законотворчества - парламента либо непосредственно народа при принятии законопроекта на референдуме.
Кроме того, юридически обязательные для всех участников процесса процедурные правила, призванные обеспечить единый порядок процесса, определяются регламентом законодательного органа (Президент РК, Парламент РК, Мажилис).
Ученые, определяя законотворчество как разновидность юридического процесса, высказывают различные позиции относительно его стадий. Однако при разнообразии мнений в основном выделяются следующие стадии: инициатива, обсуждение, принятие, обнародование.
В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.
Понятие законотворчества неразрывно связано, по меньшей мере, с таким явлением, как государство. Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о законотворчестве, его понимании, сущности, значении, необходимо рассматривать его в тесной взаимосвязи с государством на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.
Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства.
Отступая от принципа законности либо создавая законы, не способные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества, это отношения между людьми в обществе. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.
Так же как и государство, законотворчество - это итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Законотворчество - это сумма правоотношений. Законотворчество - это продолжение природы государства, это система отношений.
В той мере, в какой понимаемые в вышеуказанном ракурсе законотворческие отношения урегулированы правом, они являются правоотношениями и составляют их особый вид. Будучи тесно связанными с иными правовыми отношениями людей в реальной общественной жизни, они не только не утрачивают своей специфики, а, напротив, именно благодаря этой специфике приобретают большое общественное значение, играя в высшей степени важную роль и занимая вполне определенное, достаточно значимое место в кругу иных правовых отношений. Поэтому, характеризуя законотворческие правоотношения как особый вид правоотношений, необходимо подвергнуть их параллельному анализу как с точки зрения связи, в которой они находятся с иными правоотношениями, так и с точки зрения специфики, благодаря которой они выступают в качестве правового общественного отношения особого рода.
В данной связи одним из важных вопросов является выявление объекта законотворческого правоотношения. В этом же аспекте Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают: "Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение" .
Правовые отношения осуществляются в формах взаимодействия субъектов по поводу правовых интересов в социальной, экономической, политической и иных сферах.
При этом важны причина и основание возникновения правовых отношений в сфере законотворчества. Обычно такой причиной правоотношения всегда будут потребности и правовые интересы субъектов в сферах социальных, экономических, духовно-культурных, политических отношений. Для возникновения законотворческих правоотношений требуется наличие определенного юридического факта.
Таким образом, для наличия законотворческих правоотношений требуется определенная деятельность людей и наличие правового предписания, связывающего с этой деятельностью известные юридические последствия.
Для законотворческих правоотношений характерно наличие связи между конкретными лицами, то есть ее участниками.
Стороной законотворческого правоотношения может стать только лицо, обладающее определенными признаками (за исключением референдума).
Другим важным моментом законотворческого правоотношения является то, что субъекты вступают в такие отношения с целью добиться каких-то результатов, в том числе и социально значимых последствий.
Субъекты законотворческих правоотношений способны заметно влиять на возникновение данного правового отношения и на процесс его развития.
Если говорить о законотворческих правоотношениях
в качестве самостоятельной разновидности
общественных отношений, то необходимо
дать определение понятию "законотворческие
правоотношения", которые, на наш взгляд,
являются особым видом правоотношений,
осуществляемых в формах взаимодействия
специальных субъектов по поводу создания
законов [3].
1.2 К вопросу законотворческой деятельности в Республике Казахстан
Понять роль и значение законотворческого процесса в политической системе современного Казахстана нельзя без всестороннего осмысления новейшей истории государства, а также процесса становления и развития высшего законодательного органа - от Верховного Совета 12-го созыва до ныне действующего двухпалатного Парламента.
На заре нашей независимости исключительно остро встал вопрос создания основ демократического государства. Республика нуждалась в легитимной государственной власти. Первым шагом на этом пути стали прошедшие первого декабря 1991 года выборы первого Президента. Десятого декабря того же года Верховный Совет принял Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", согласно которому страна стала называться Республикой Казахстан.
Важнейшим моментом этого памятного этапа истории стал и Конституционный закон "О государственной независимости РК", провозгласивший, что республика строит свои взаимоотношения со всеми членами мирового сообщества на принципах международного права, как подобает независимому государству.
Обретение суверенитета, преодоление тоталитаризма и переход к демократическому обществу обусловили необходимость разработки и принятия новой Конституции. 28 января 1993 года Верховный Совет одобрил Основной закон, завершивший окончательное становление суверенитета и продолживший развитие и утверждение подлинного конституционализма. В то же время та Конституция во многом была компромиссным вариантом. Назрел момент для подготовки и принятия новой. Это произошло 30 августа 1995 года. Примечательно, что новая Конституция РК обрела статус Основного закона государства на республиканском референдуме, и это есть фактическое признание народа как источника государственной власти [3].
Тогда же впервые в истории Казахстана создан законодательный орган, состоящий из двух палат - Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. За относительно короткий срок Парламенту удалось обеспечить устойчивое равновесие между исполнительной и законодательной властью, создать эффективный механизм организации законотворческого процесса. Именно двухпалатный Парламент практически завершил создание законодательной базы независимого Казахстана, оставив в истории советский нормативно-правовой массив.
На основе конституционных принципов за годы независимости в стране осуществлена судебно-правовая реформа, важной составной частью которой стала реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности. Важную роль в этом процессе сыграли такие указы Президента, имеющие силу законов, как "О судах и статусе судей", "О прокуратуре", "Об органах национальной безопасности" и другие. В качестве одного из основных направлений правовой реформы была обозначена перспектива поэтапной отмены смертной казни. Сегодня в стране она фактически отменена.
Следующим важнейшим этапом стало принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского и Гражданско- процессуального кодексов.
Необходимым условием для создания нового высокоэффективного механизма хозяйствования, формирования мощного среднего класса в республике является успешное развитие малого и среднего предпринимательства. Первый Закон "О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства" фактически является ровесником нашей независимости. Этот документ заложил основы казахстанского предпринимательства.
Формирование внутреннего конкурентного рынка требовало перехода на международные стандарты качества и устранения технических барьеров в торговле. Для этого Парламент своевременно предпринял меры по законодательному закреплению регулирующей функции международных эталонов и экологической безопасности товаров, для предприятий-экспортеров продукции была введена обязательная сертификация систем качества по международным параметрам.
Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. В 1995 году в стране вступил в действие Закон "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", который объединил все ранее действовавшие акты в данной области. Однако изменения в отечественной экономике диктовали необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. В связи с этим в июле 2001 года принят Налоговый кодекс.