Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:38, шпаргалка
Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворчества.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно встретить понятие "процесс законотворчества", которое не тождествен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Понятие и принципы законотворчества 5
1.2 К вопросу законотворческой деятельности в Республике Казахстан 10
2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РК
2.1 Исполнительные органы Республики Казахстан 16
2.2 Парламент и законодательная функция Президента РК и их соотношение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Огромный путь становления прошла бюджетная система страны. Важным этапом в ее реорганизации стал принятый в 1991 году Закон РК "О бюджетной системе", определивший основные принципы формирования бюджетов республики. Сегодня бюджетный процесс в целом упорядочен и систематизирован, с учетом всех практических наработок принят Бюджетный кодекс.
В республике успешно осуществлен процесс совершенствования рынка ценных бумаг. Принято уже "четвертое" поколение законов - "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", направленных на четкое правовое регулирование отношений в этой сфере. В рекордно короткие сроки состоялся переход к накопительной пенсионной системе. В июне 1997 года одобрен Закон "О пенсионном обеспечении в РК", а с января 1998-го новая система пенсионного обеспечения уже начала функционировать.
Особое внимание в законотворческом процессе уделено реформированию сельского хозяйства, возрождению аула, села. Приняты фундаментальные акты - Земельный, Водный и Лесной кодексы, которые сформировали юридическую основу для значительного расширения и углубления рыночных отношений в сельском хозяйстве. Со вступлением в силу Трудового кодекса усовершенствована нормативно-правовая база в сфере трудовых отношений.
Казахстан уверенно вышел на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Базу сотрудничества с иностранными государствами составляют ныне более пяти тысяч многосторонних, региональных и двусторонних соглашений. Международные договоры, ратифицированные Парламентом, отражают многоаспектную политику развития конструктивного сотрудничества со всеми государствами и способствуют достижению целей, указанных в Уставе Организации Объединенных Наций, - сохранению международного мира и обеспечению глобальной безопасности.
В связи со стабилизацией экономики во второй половине 90-х годов у государства появилась реальная возможность для проведения активной социальной политики. В результате принят ряд важных социальных законов и программ, практикуется микрокредитование населения, получили развитие общественные работы, действующие натуральные льготы заменены на денежные выплаты в форме специальных государственных пособий.
Закономерным итогом планомерного, эволюционного развития нашего государства стала конституционная реформа, инициированная Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Данное событие является поистине историческим. Республика осталась президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Другой уверенный шаг на пути дальнейшей демократизации общества - серьезная либерализация выборного законодательства.
Конституционные изменения, разрешившие Сенату в период отсутствия Мажилиса осуществлять функции законодательного органа, гарантировали беспрерывность законодательного процесса. Дальнейшее развитие законотворчества сложно представить и без соответствующего информационно-аналитического содействия с привлечением не только парламентских, но и независимых аналитических и исследовательских групп и центров.
Изменения в Конституции в целом определили перспективы законотворчества в Казахстане. Хотя, как известно, в любом деле нет предела совершенству. Парламентарии и в дальнейшем намерены повышать планку качества принимаемых законов и демократизировать законодательный массив. Но уже сегодня, в преддверии очередной годовщины нашей независимости, можно с уверенностью сказать, что Парламент, являясь принципиально новым элементом политической действительности независимого государства, состоялся как представительный орган и соответствует общепринятым в мире принципам парламентаризма. Пройдя сложную эволюцию, он доказал свою состоятельность как законотворческий орган, создавший надежную правовую основу экономическим и политическим реформам, проводимым Главой государства, и всемерно содействует укреплению политической стабильности, гражданского мира и национального согласия в стране.
С момента приобретения независимости Казахстана осуществление законотворческой деятельности стало одним из главных составляющих направлений внутренней политики государства.
Как было отмечено в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", в новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепив успех своих экономических планов последовательной политической модернизацией. И важную роль здесь будет играть правовая реформа.
Ведущая роль в правовой реформе отводится работе по повышению качества законов. Главой государства была поставлена задача перед государственными органами - приступить к этой комплексной и системной работе по совершенствованию правового пространства незамедлительно.
Вывод: Выполнение поручения Президента страны о повышении качества законов является одной из главных задач Института законодательства Республики Казахстан.
В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономического развития Казахстана постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 января 2010 года Институту законодательства Республики Казахстан был придан статус государственного учреждения. Возглавил данное учреждение - академик Академии юридических наук, доктор юридических наук, профессор - Ж.Бусурманов.
Указанным постановлением определены основная цель и виды деятельности учреждения - участие в разработке проектов законов, разработка научных концепций развития законодательства, проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований в области правового обеспечения деятельности государства.
Выполнение поставленных перед вновь образованным учреждением задач потребовало обновление и расширение его кадрового потенциала путем привлечения из различных регионов нашей страны высококвалифицированных ученых-юристов.
Следует отметить, что на сегодняшний день в кадровый состав Учреждения привлечены на постоянной основе 16 докторов юридических наук и 17 кандидатов юридических наук.
В настоящее время, Институт законодательства активно принимает участие в разработке Концепции и законопроектов, путем оказания консультационных услуг.
Оказание консультационных услуг осуществляется по всем законопроектам, разработка которых предусмотрена Планами законопроектных работ Правительства Республики Казахстан или Планом мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана на соответствующий год, а также по законопроектам, инициированным депутатами Парламента Республики Казахстан.
Для оказания консультационных услуг в Институте создаются рабочие группы с привлечением ученых и специалистов-практиков в соответствующей отрасли права.
Также Институтом законодательства при необходимости, по вопросам, требующим концептуальной проработки и (или) всеобщего обсуждения могут проводиться конференции и (или) круглые столы, в том числе и в международном формате.
Для координации научно-исследовательской работы в Институте законодательства, действует высший коллегиально-совещательный орган -
Ученый
совет, который призван координировать
работу Института по обеспечению
им таких видов деятельности как:
разработка проектов законов, научных
концепций развития национального
законодательства, проведение фундаментальных,
научно-прикладных исследований, что
в свою очередь будет способствовать
повышению роли правовой науки на
стадии правотворчества и
17 марта 2010 года состоялось 1-заседание Ученого Совета Института с участием Министра юстиции Р.Т.Тусупбекова, Вице-министра юстиции Д.Р. Куставлетова и известных ученых правоведов страны.
Одним из направлений деятельности Института является проведение фундаментальных, научно-прикладных исследований.
Темы фундаментальных и научных прикладных исследований, проводимых Институтом связаны с поручениями Главы государства и в первую очередь с задачами, вытекающими из послания народу Казахстана, а также Концепцией правовой политики на 2010-2020 гг.
Таким образом, придание работе Института научно-исследовательского характера позволяет несколько иначе взглянуть на место, роль и возможностей влияния Института на законотворчество и нормотворчество нашего государства.
Дело в том, что именно эта часть и вид деятельности Института может стать локомотивом и движущей силой, при помощи которой Институт сможет ярко о себе заявить и стать востребованным и полезным направлением Института. Имеющийся такой весомый и солидный научный потенциал способен разработать такие научные направления, которые могут вызвать большой интерес и пристальное внимание органов власти и управления. Эта задача достижима тогда, когда сама тематика фундаментальных и научно-прикладных исследований будет предельно отвечать проблемам совершенствования правотворческой деятельности государства. Работа Института в указанном контексте позволит в итоге нашему учреждению стать в последующем межведомственным институтом, методологического, методического, консультационно-экспертного научного центра, способствующего эффективному осуществлению различными министерствами и ведомствами их нормотворческих функций.
Новый формат работы Института обеспечит эффективность законотворческой деятельности, что позволит в полной мере реализовать ключевые задачи, обозначенные Главой государства перед Правительством.
2 ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РК
2.1 Исполнительные органы Республики Казахстан
Основываясь на Конституции Республики Казахстан, рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: "Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов." К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
К органом государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.
Орган государственного управления - это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.
Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией Республики Казахстан, законами, указами регулирующими те или иные сферы деятельности, подзаконные акты. Например, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Правительстве РК" от 18.12. 95 г., Закон Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах РК" от 10.12.93 г., Положения о Министерствах и др.
Конкретное правовое положение органов государственного управления выражается в следующем:
а) действуют на основании и во исполнение закона, при этом не только исполняют его веления, но и часто самостоятельно устанавливают подзаконные общеобязательные правела поведения (правовые нормы);
б) основные органы государственного управления образуются непосредственно органами государственной власти, все они подотчетны и подконтрольны своей деятельности органам государственной власти;
в) органы государственного управления могут совершать действия, которые либо прямо указаны в законе, либо необходимы для выполнения закона. Законом устанавливаются объем компетенции, основные задачи, формы деятельности многих органов управления;