Президент и правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:38, шпаргалка

Описание

Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворчества.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно встретить понятие "процесс законотворчества", которое не тождествен

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Понятие и принципы законотворчества 5
1.2 К вопросу законотворческой деятельности в Республике Казахстан 10
2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РК
2.1 Исполнительные органы Республики Казахстан 16
2.2 Парламент и законодательная функция Президента РК и их соотношение 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Президент и правительство.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

     Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например,   Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).

     Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

     Ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

     Среди ведомств можно выделить две основные группы:

- создаваемые  при правительстве

- образуемые  и действующие в составе министерств  (Комитет уголовно-исполнительной  системы при МВД РК; Комитет  налоговой полиции министерства  государственных доходов).

     Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так и Правительством.

     Президент Республики Казахстан - в соответствии с Конституцией РК   Президент РК является главой государства, гарантом Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст.40 Конституции и ст.1 Конституционного закона "О Президенте Республики Казахстан " от 26 декабря 1999г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г.

     В порядке, установленном Конституцией РК, он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности.

     Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

     Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.

     Президентом РК может избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющей государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более двух раз подряд. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Внеочередные выборы нового Президента РК при этом должны быть проведены в двухмесячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Президента Республики.

     Конституция РК, указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, "О Президенте Республики Казахстан" от 26.12.95 г., устанавливают правовые, организационные, социальные гарантии.

     Правовые гарантии деятельности Президента заключаются в том, что он правомочен:

- выступать  от имени народа и государства;

- быть  гарантом единства народа и  государственной власти, незыблемости  Конституции;

- обеспечивать  согласованное функционирование  всех ветвей государственной  власти.

     В пределах своих полномочий Президент:

- обеспечивает  государственный суверенитет РК, права и свободы человека и  гражданина;

- представляет  интересы Республики Казахстан  в международных отношениях и  внутриполитической жизни;

- учреждает  институты и органы государственной  власти и управления;

- издает  указы и распоряжения, имеющие  обязательную силу на всей  территории республики.

     Организационные гарантии состоят в том, что Президент:

- назначает  очередные и внеочередные выборы  в Парламент;

- правомочен  прекратить досрочно в случаях  и порядке, предусмотренных      Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;

- влияет  на систему организации исполнительной  и других ветвей власти;

- председательствует  на заседаниях Правительства  по особо важным вопросам;

- формирует  администрацию Президента. Социальные  гарантии обеспечивают:

- защиту  чести и достоинства, обслуживание  и охрану Президента и членов  его семьи за счет государства;

- регулярную  связь с народом через институты  выборов, непосредственно гражданами, обладающим активным избирательным  правом, референдума и ежегодного  обращения с посланием к народу.

     Ответственность как элемент административно-правового статуса Президента имеет свои особенности.

     Президент Республики Казахстан несет ответственность в соответствии со статьей 47 Конституции за действия, совершенные при исполнении своих, обязанностей, только в случае государственной измены и может быть отрешен от должности Парламентом.

     Вывод: Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (например, отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.п.).

  1. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК;
  2. Центральные исполнительные органы РК: министерства, агентства, комитеты (например, Комитет национальной: безопасности), центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства (например, Национальная комиссия по ценным бумагам);
  3. Местные исполнительные органы - акиматы областей, городов, районов, сельских округов;
  4. Органы непосредственного управления объединениями, учреждениями, организациями (администрация предприятий, учреждений организаций)
 

2.2 Парламент и законодательная  функция Президента  РК и их соотношение

     Правовыми формами реализации компетенции Парламента Республики Казахстан являются принимаемые им акты, основные из которых - законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается  только палатами Парламента и выражает волю народа Казахстана. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для  исполнения и является юридической  базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными  организациями и гражданами и  обладает высшей юридической силой  по сравнению с любыми актами государственных  органов, кроме Конституции, которой  закон не может противоречить.

     Законы принимаются палатами Парламента в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента. В Казахстане законодательный процесс состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислим их.

     Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Мажилиса законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

     Вторая стадия законодательного процесса - рассмотрение законопроекта Сенатом. На этой стадии законопроект может подвергаться изменению путем внесения замечаний и предложений, и в случае отклонения будет отправлен на доработку в Мажилис.

     Третья стадия наступает, если законопроект принят и одобрен Сенатом. В этом случае проект направляется на подпись главе государства. Затем подписанный закон обнародуется и публикуется в органах прессы.

Факт  внесения выработанного проекта  в законотворческий орган имеет  официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

     Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

     Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа,  непосредственное обсуждение проекта,  принятие закона, его обнародование, опубликование.

     Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

     В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.

     Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта.  Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.

     Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

     По первому элементу права законодательной инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения.

     Согласно одной из них,  под "правом законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти". Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда "право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих".

     По сути,  широкая трактовка права законодательной инициативы вытекает из Конституции РК.

     Определяющим элементом содержания права законодательной инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной инициативы несложно. Таковым может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Согласно ст. 61, п.1 Конституции РК правом законодательной инициативы обладают депутаты Парламента Республики Казахстан и Правительство Республики.   Сложнее установить,  кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы как субъективное право и корреспондирующая ему обязанность возникает лишь в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена, требуемая законодателем документация.

     Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.

     Необходимо учитывать, что законодательная инициатива не предполагает обязанности законотворческого органа принять предложенный проект, тем более в том виде, в котором  он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением субъекта, имеющего такое право, следовательно,  должен рассмотреть проект и принять по нему решение. Этим законодательная инициатива отличается от других видов законотворческих предложений.

Информация о работе Президент и правительство