Применение норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе анализа юридической литературы рассмотреть особенности правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач курсовой работы:
- раскрытие форм реализации права;
- рассмотрение правоприменения как одной из форм реализации права;
- определение стадий применения права;
- классификация актов применения права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Реализация права, его формы 5
ГЛАВА 2. Применение норм права как одна из форм реализации права 9
ГЛАВА 3. Стадии применения права 18
ГЛАВА 4. Акты применения права: особенности, виды 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

     в) если расходятся общефедеральный акт  и акт субъекта Федерации, то применяется первый;

     г) в случае противоречия между федеральным  актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний;

     д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о  применении правовой аналогии в ее двух видах – аналогии закона и аналогии права.

     Решение дела.

     На  четвертой стадии в результате проведенных  всех вышеуказанных операций выносится  правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу). Решение юридического дела с формально-логической стороны представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом, как отмечает А.Ю. Сунгуров, правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово». Результат решения юридического дела – индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа – приговора, решения, определения, заключения и т.д.21

     Контрольно-исполнительная стадия.

     Государственно-властное веление является результатом решения  юридического дела. Оно может иметь  двоякую правовую функцию:

     Юридическая констатация, то есть в признании  существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения;

     Юридическое обременение – налагать наказание, устанавливать обязанность совершить  определенные действия в установленный  срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.

     Во  втором случае после вынесения решения  необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения - приговора суда.

Пятая стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, как отмечает Е.А. Лукашева, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.22

     Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

     Осуществляется  или сразу после вынесения  решения (например, оглашение приговора  или решения суда), или позже. В  каких бы формах доведение решения  до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

 

ГЛАВА 4. Акты применения права: особенности, виды 
 

     Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

     Назначение  актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые.

     Наиболее  характерные признаки правоприменительных  актов выделены О.О. Мироновым23 и заключаются в следующем:

     1) они имеют индивидуально-определенный  характер, то есть относятся к  конкретным лицам, которых можно  назвать поименно (например, приговор  суда, приказ об увольнении работника  с работы, указ о награждении  гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

     2) являются властными и обязательными  для исполнения, поскольку исходят  от государства либо с его  согласия от общественных объединений,  органов местного самоуправления, других структур и образований; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

     3) не содержат в себе правовой  нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником  и формой права; их назначение  – не создавать, а применять  нормы права;

     4) выступают в качестве юридических  фактов, порождающих конкретные  правоотношения между тем, кто  применяет норму, и тем, к  кому применяют; тем самым эти  акты осуществляют казуальное  правовое регулирование, конкретизируя  общие предписания;

     5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

     6) обеспечиваются государственным  принуждением, так как речь идет  о претворении воли законодателя  в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

     Следует иметь в виду, что далеко не все  официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Такие документы, как отмечает К.С. Нагутов, выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.24

     Со  временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах  и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую  работу, вносят в нее необходимую  определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного.

     Классический  правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), то есть отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

     Правоприменительные акты принимают практически все органы государства  в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

     По  субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов  представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных  министерств и ведомств.

       По форме правоприменительной деятельности, по мнению В.Г. Колесова25, можно выделить:

  • акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;
  • акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению.

  По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

  • акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
  • правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования

     По  форме внешнего выражения, как отмечает В.Г. Гладышев, акты применения права подразделяются на: акты-документы и акты-действия.26

  Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

     Акты-документы  имеют различную структуру, что  обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых  вопросов, а также юридической  силой решения и процедурой его  принятия.

     По  структуре их можно разделить  на акты-документы:

  • включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);
  • состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
  • содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
  • не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

  По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

     Правоприменительные акты-действия делятся на словесные  и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к  примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и  т.п. Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

     Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

     По  своему юридическому значению, как подчеркивает О.Г. Елизаров, акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).27

     В зависимости от действия во времени  правоприменительные акты делятся  на акты однократного действия (наложение  штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

     Как отмечает В.В. Бойцова, среди правовых актов есть и такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.28 Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (ред. от 30.12.2008)29 и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.30, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Информация о работе Применение норм права