Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе анализа юридической литературы рассмотреть особенности правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач курсовой работы:
- раскрытие форм реализации права;
- рассмотрение правоприменения как одной из форм реализации права;
- определение стадий применения права;
- классификация актов применения права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Реализация права, его формы 5
ГЛАВА 2. Применение норм права как одна из форм реализации права 9
ГЛАВА 3. Стадии применения права 18
ГЛАВА 4. Акты применения права: особенности, виды 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый;
г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний;
д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах – аналогии закона и аналогии права.
Решение дела.
На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу). Решение юридического дела с формально-логической стороны представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом, как отмечает А.Ю. Сунгуров, правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово». Результат решения юридического дела – индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа – приговора, решения, определения, заключения и т.д.21
Контрольно-исполнительная стадия.
Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:
Юридическая
констатация, то есть в признании
существования определенных фактов,
их правомерности или
Юридическое
обременение – налагать наказание,
устанавливать обязанность
Во втором случае после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения - приговора суда.
Пятая стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, как отмечает Е.А. Лукашева, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.22
Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.
Осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора или решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.
ГЛАВА 4.
Акты применения права: особенности, виды
Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые.
Наиболее характерные признаки правоприменительных актов выделены О.О. Мироновым23 и заключаются в следующем:
1)
они имеют индивидуально-
2)
являются властными и
3)
не содержат в себе правовой
нормы (общего правила
4)
выступают в качестве
5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6)
обеспечиваются
Следует
иметь в виду, что далеко не все
официальные документы
Со
временем вырабатываются и получают
закрепление в нормативных
Классический
правоприменительный акт (
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
По субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По форме правоприменительной деятельности, по мнению В.Г. Колесова25, можно выделить:
По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
По форме внешнего выражения, как отмечает В.Г. Гладышев, акты применения права подразделяются на: акты-документы и акты-действия.26
Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
По своему юридическому значению, как подчеркивает О.Г. Елизаров, акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).27
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Как отмечает В.В. Бойцова, среди правовых актов есть и такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.28 Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (ред. от 30.12.2008)29 и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.30, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.