Призедент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.
Не случайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, в которой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.
Предшествующие распаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах, обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принципов многопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимость учреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались их Верховными Советами.

Содержание

Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2. Порядок избрания Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.37 Кб (Скачать документ)

 Право избирать Президента предоставляется  гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах  является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы  обеспечивают подлинную всеобщность  избирательного корпуса, не допуская в  то же время принудительного голосования  или, напротив, установления ограничительных  цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в  местах лишения свободы по приговору  суда.

 Избрание  Президента РФ прямым способом связывает  его с народом более тесно, чем избрание парламентом (ФРГ, Турция) или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень  уж принципиального характера с  точки зрения демократизма.

 Главное состоит в том, что путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет  ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.

 Конституционных требований к Президенту РФ не так  много. Им может быть избран гражданин  РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования  или опыта работы, нет ограничения  верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные  поездки, речь здесь идет только о  непрерывном основном местожительстве. В то же время законом установлено, что граждане, проживающие в период подготовки и проведения выборов  за пределами России, обладают равными  правами на выборах Президента РФ. Данное лицо должно быть гражданином  РФ, и поскольку не сказано, что  обязательно по рождению, то можно  сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое  обычно не встречается). Скупые конституционные  требования к Президенту — признак  демократического подхода к выборам  главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может  быть избран Президент. В то же время  ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий  большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим  непростым государством.

 Выборы  Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему  в себя всю территорию Российской Федерации. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации». Право  выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и избирателям (в порядке самовыдвижения). Для  поддержки самовыдвижения необходимо создать группу избирателей в  количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение происходит на съезде (конференции) партии или блока, которые могут выдвинуть  только одного кандидата, данные о котором  сообщаются в Центризбирком России.

 Однако  выдвижение кандидата требует поддержки  избирателей. Политическая партия, избирательный  блок или групп избирателей обязаны  собрать в поддержку своего кандидата  не менее миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Во всех случаях требуется  предоставить сведения о размере  и источниках доходов кандидата  и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. В ходе избирательных кампаний Центризбирком выявлял случаи подтасовок с подписями и на этом основании отказывал кандидатам в регистрации, но Верховный Суд РФ чаще всего признавал такие решения необоснованными и обязывал Центризбирком зарегистрировать кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

 Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами  и несут равные обязанности. Со дня  регистрации зарегистрированные кандидаты  обязаны на время проведения выборов  оставить государственную службу или  работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных  законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.)-На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей  кампании средства из федерального бюджета. Закон подробно регламентирует порядок  проведения предвыборной агитации, использования  в этих целях радио, телевидения  и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и  давление на избирателей.

 В случае если один из кандидатов на должность  Президента использует свое право и  снимет свою кандидатуру за несколько  дней до выборов без вынуждающих  к тому обстоятельств, то Центральная  избирательная комиссия относит  на счет этого кандидата соответствующую  часть понесенных ею расходов по проведению выборов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

 Назначение  и финансирование выборов. Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией и федеральным законом. Дата выборов  назначается Советом Федерации  Федерального Собрания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выборов  является первое воскресенье после  истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже  чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией  РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором  истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются  до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные  выборы (такие выборы были проведены 26 марта 2000 г. после добровольной отставки Президента Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.).

 Финансирование  выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми  избирательными комиссиями. Но кандидаты  на пост Президента обязаны создавать  собственные избирательные фонды, которые могут формироваться  за счет собственных средств, средств, выделенных политической партией или  общественными объединениями, входящими  в избирательный блок, добровольных пожертвований граждан и юридических  лиц. Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата  за счет его избирательного фонда  не может превышать 200 млн. руб. Не допускаются  пожертвования в избирательные  фонды со стороны иностранных  государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным  участием (если доля иностранного капитала превышает 30%), международных организаций  и общественных движений, органов  государственной власти и местного самоуправления, государственных и  муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц с государственной  или муниципальной долей в 30%, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных  организаций и религиозных учреждений, анонимных жертвователей. Закон  устанавливает строгий учет пожертвований  в избирательные фонды.

 Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность. Подсчет  голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем  составляется протокол. На основании  этих протоколов территориальная избирательная  комиссия, суммируя содержащиеся в  них данные, устанавливает итоги  голосования и составляет протокол, который передается в избирательную  комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком  РФ. Центризбирком не позднее чем  через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

 Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие  менее половины избирателей, если число  голосов за кандидата, набравшего наибольшее число, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов, если из двух кандидатов ни один не получил  более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены  недействительными. В случае если в  бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был  избран, через 21 день назначается повторное  голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный  для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным  считается кандидат, получивший большее  — по сравнению с другим кандидатом — число голосов при условии, что эта цифра больше числа  голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет  Федерации назначает повторные  выборы. Закон предусматривает широкую  огласку результатов выборов  на всех уровнях. Официальное опубликование  результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией  протокола о результатах выборов.

 В ходе кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. в первом туре ни один из кандидатов (их было 10) не получил большинства  голосов, хотя явка избирателей к  урнам была достаточно высокой (до 70% от зарегистрированных избирателей). Избирательная  кампания в основном проходила в  соответствии с законодательством, хотя Центральная избирательная  комиссия обращала внимание на некоторые  нарушения правил предвыборной агитации. 3 июля 1996 г. был проведен второй тур  выборов, в результате которого Президентом  РФ вновь был избран Б. Н. Ельцин. Он получил 53,7% голосов принявших  участие в выборах избирателей, в то время как его соперник — 40,4%. В выборах 2000 и 2004 гг. участвовали  несколько зарегистрированных кандидатов. Президентом РФ в обоих случаях  уже в первом туре был избран В. В. Путин, получивший свыше 50% голосов.

 Избранный Президент вступает в должность  на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах  выборов. При вступлении в должность  Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции  РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в  присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги  Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

 Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока  его пребывания в должности в  тот момент, когда принесена присяга  вновь избранным Президентом.

 Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае:

 1) его  отставки;

 2) стойкой  неспособности по состоянию здоровья  осуществлять принадлежащие ему  полномочия;

 3) отрешения  от должности.

 Во  всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием  в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности  Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном  прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или  стойкой неспособностью выполнять  свои обязанности по состоянию здоровья. Исполнение обязанностей Президента в  указанных возможных случаях (некоторые  из них указаны в Конституции, другие – нет) основывается на самой  Конституции, а потому не требует  чьего бы то ни было назначения. Однако Президент РФ вправе своим указом возложить временное исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ в случае кратковременной  неспособности их исполнения по болезни. Именно такой Указ был издан 19 сентября 1996 г. Б.Н. Ельциным в связи с предстоящей  ему хирургической операцией  и действовал до подписания Президентом  Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства  обязанностей Президента РФ. Президентские  обязанности передавались главе  Правительства в полном объеме, включая  полномочия по контролю за стратегическими  ядерными силами и тактическим ядерным  оружием, для чего были переданы соответствующие  технические средства («ядерная кнопка»). Моменты временной передачи полномочий и их прекращения были определены отдельными указами Президента РФ (непосредственно  перед началом хирургической  операции — с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. и сразу же после окончания  действия наркоза — в 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.).

 Временно  исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе распускать Государственную  Думу, назначать референдум, а также  вносить предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ. Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности  Президента получает свой мандат не непосредственно  от народа.

Информация о работе Призедент РФ