Призедент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.
Не случайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, в которой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.
Предшествующие распаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах, обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принципов многопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимость учреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались их Верховными Советами.

Содержание

Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2. Порядок избрания Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.37 Кб (Скачать документ)

 В соответствии с принципами разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует  в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено  право выдвижения кандидатур для  назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает  судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции  РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.

 С этими  полномочиями тесно связано и  право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент  предлагает Совету Федерации кандидатуру  на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности  Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний  в течение 30 дней представляет новую  кандидатуру, но лишен права назначить  исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность  Генерального прокурора РФ, как и  судей Конституционного Суда РФ, приводили  к длительной задержке с формированием  этих органов. Конституционный Суд  РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения  в отношении Генерального прокурора  уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении  Генерального прокурора от должности  на время расследования дела.

 В военной  области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ, утверждает военную  доктрину Российской Федерации, назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.

 Положение Верховного Главнокомандующего позволяет  Президенту отдавать любые приказы  Министерству обороны, министр обороны  работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой  момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны  или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам  и ведомствам, входят: пограничные  войска, внутренние войска, железнодорожные  войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная  служба предусмотрена также в  таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная  служба охраны.

 Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные  воинские формирования.

 В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

 Конституцией  РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным  конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения  Советом Федерации.

 Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке  предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала  для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»  от 23 июня 1995 г. установлено, что решение  о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.

 В Федеральном  законе «Об обороне» (в редакции от 22 августа 2004г.) закреплен ряд  других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений  военной политики РФ, осуществление  руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных  Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение  концепции и планов строительства  и развития Вооруженных Сил, утверждение  программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение  программ ядерных испытаний, утверждение  структуры и состава Вооруженных  Сил и других войск, ведение переговоров  и подписание международных договоров  в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и  др. Федеральным законом «О мобилизационной  подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) на Президента РФ возложена обязанность  объявления общей или частичной  мобилизации в случае агрессии или  угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной  власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная  Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы  Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом  РФ и Федеральным Собранием, как  и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной области.

 Как глава  государства, осуществляющий высшее представительство  в международных отношениях, Президент  по Конституции осуществляет руководство  внешней политикой РФ. Президент  ведет переговоры и подписывает  международные договоры РФ, подписывает  ратификационные грамоты (сама ратификация  осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

 Президент назначает и отзывает послов и  иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или  комиссиями Государственной Думы и  Совета Федерации.

 Полномочия  Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить  на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной  Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом  Федерации. Президент не свободен в  принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и  в порядке, установленных федеральным  конституционным законом.

 Чрезвычайное  положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно  влекущий определенные ограничения  прав и свобод граждан. Именно поэтому  полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется  указать основания решения о  введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

 Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического  убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком  случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или  иных лиц в свое гражданство.

 Президент РФ награждает государственными наградами  РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные  звания. Государственные награды  и положения о них установлены  указами Президента РФ.

 Помилование. Президент РФ осуществляет помилование  осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с  амнистией, право на которую принадлежит  Государственной Думе.

 Комиссии  по рассмотрению просьб о помиловании  созданы при главах администраций  во всех субъектах РФ. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом  РФ.

 Акты  Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции  РФ являются указы и распоряжения.

 Указ  — это правовой акт, относящийся  к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий  в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение — это акт индивидуального  организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления  или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны  для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

 Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции  РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

 Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской  газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение  десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении  семи дней после дня их первого  официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный  Указом Президента РФ от 13 августа 1998 г., имеет значение для единообразного применения актов главы государства  по всей территории страны.

 Порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий согласование в Правительстве РФ и Администрации  Президента, с помощниками Президента и юридическую экспертизу, установлен распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. Решение о готовности проекта  акта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации  Президента РФ. Указы, распоряжения и  законы подписываются собственноручно  Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и  только по личному разрешению главы  государства (она хранится у заведующего  Канцелярией Президента).

 Государственный совет Российской Федерации. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован  Государственный совет Российской Федерации.

 Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти.

 Основными задачами Государственного совета являются: обсуждение имеющих особое государственное  значение проблем, касающихся взаимоотношений  Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ  федерализма, внесение необходимых  предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений  и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений  Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ, а также между органами государственной  власти субъектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное  значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации и др.

 Председателем Государственного совета является Президент  РФ. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные  лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

 Для решения  оперативных вопросов формируется  президиум Государственного совета в составе семи членов совета. Персональный состав президиума определяется Президентом  РФ и подлежит ротации один раз  в полгода.

 Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в  три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться  внеочередные заседания Государственного совета. Решения Государственного совета принимаются на его заседании  путем обсуждения. По решению председателя голосование может проводиться  по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также  устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем  достижения консенсуса. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который  подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения  оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. В  случае выработки решения о необходимости  принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона, проект соответствующего акта вносится в Государственную  Думу в порядке законодательной  инициативы Президента РФ.

Информация о работе Призедент РФ