Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, курсовая работа
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.
Не случайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, в которой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.
Предшествующие распаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах, обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принципов многопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимость учреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались их Верховными Советами.
Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2. Порядок избрания Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы
В соответствии
с принципами разделения властей
и независимости судов
С этими
полномочиями тесно связано и
право Президента влиять на назначение
Генерального прокурора РФ. В соответствии
с федеральным законом
В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.
Положение
Верховного Главнокомандующего позволяет
Президенту отдавать любые приказы
Министерству обороны, министр обороны
работает под непосредственным руководством
Президента. Президент вправе в любой
момент взять на себя командование
Вооруженными Силами в случае войны
или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными
Силами в структуру воинских формирований,
подчиненных различным
Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае
агрессии против России или ее непосредственной
угрозы Президент вводит на территории
РФ или в отдельных ее местностях
военное положение с
Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Военные
полномочия Президента РФ конкретизированы
в некоторых федеральных
В Федеральном
законе «Об обороне» (в редакции
от 22 августа 2004г.) закреплен ряд
других военных полномочий Президента
РФ: определение основных направлений
военной политики РФ, осуществление
руководства Вооруженными Силами РФ,
другими войсками, воинскими формированиями
и органами, введение в действие
нормативных правовых актов военного
времени и прекращение их действия,
принятие в соответствии с законами
решения о привлечении
Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Полномочия
Президента в этом вопросе сформулированы
в Конституции предельно четко.
Только Президент вправе вводить
на территории РФ или в отдельных
ее местностях чрезвычайное положение,
о чем он незамедлительно сообщает
Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию,
а затем утверждению Советом
Федерации. Президент не свободен в
принятии такого решения, ибо введение
чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.
Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
Помилование. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.
Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.
Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.
Указ
— это правовой акт, относящийся
к неопределенному кругу
Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
Указы
и распоряжения Президента РФ подлежат
обязательному официальному опубликованию,
кроме актов или отдельных
их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера. Акты
Президента РФ публикуются в «Российской
газете» и «Собрании
Порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента, с помощниками Президента и юридическую экспертизу, установлен распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. Решение о готовности проекта акта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента).
Государственный
совет Российской Федерации. Указом
Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован
Государственный совет
Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Основными задачами Государственного совета являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации и др.
Председателем
Государственного совета является Президент
РФ. Членами Государственного совета
являются по должности высшие должностные
лица (руководители высших исполнительных
органов государственной
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов совета. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.
Заседания
Государственного Совета проводятся регулярно,
как правило, не реже одного раза в
три месяца. По решению председателя
Государственного совета могут проводиться
внеочередные заседания Государственного
совета. Решения Государственного совета
принимаются на его заседании
путем обсуждения. По решению председателя
голосование может проводиться
по любому вопросу повестки дня. Председатель
Государственного совета вправе также
устанавливать порядок принятия
решений по вопросам, имеющим особое
государственное значение, путем
достижения консенсуса. Решения Государственного
совета оформляются протоколом, который
подписывает секретарь