Призедент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.
Не случайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, в которой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.
Предшествующие распаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах, обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принципов многопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимость учреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались их Верховными Советами.

Содержание

Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2. Порядок избрания Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.37 Кб (Скачать документ)

 Конституция РФ предусматривает возможность  принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный  в зарубежном конституционном праве  как «импичмент», является сильной  гарантией против злоупотребления  властью и нарушения главой государства  конституционных порядков. Он всегда предполагает сложную процедуру  и применяется весьма редко —  в США, например, за более чем двухсотлетнюю  историю было только две попытки (одна из них в 1998 г. в отношении  Билла Клинтона) отстранения Президента от должности в порядке импичмента, но обе они закончились безрезультатно.

 Начало  процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением  двух условий. Обвинение Государственной  Думой Президента РФ в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления должно быть подтверждено:

 1) заключением  Верховного Суда РФ о наличии  в действиях Президента РФ  признаков преступления;

 2) заключением  Конституционного Суда РФ о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения. Сама процедура  отрешения имеет две стадии:

 1) Государственная  Дума двумя третями голосов  от общего числа депутатов  (т. е. 300 голосов) принимает решение  о выдвижении обвинения. При  этом инициатива должна быть  проявлена не менее чем одной  третью депутатов Государственной  Думы (т.е. 150 депутатами) и должно  быть вынесено заключение специальной  комиссии, образованной Государственной  Думой (большинством голосов,  т. е. 226 депутатами);

 2) решение  об отрешении Президента РФ  от должности выносит другая  палата парламента — Совет  Федерации — двумя третями  голосов от общего числа членов (т. е. 119 голосами) не позднее чем  в трехмесячный срок после  выдвижения Государственной Думой  обвинения против Президента. Если  в этот срок решение Совета  Федерации не будет принято,  обвинение против Президента  считается отклоненным.

 Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе  палаты Федерального Собрания, Верховный  Суд РФ и Конституционный Суд  РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного  вопроса органы государственной  власти.

 Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Попытка в 1998 г. ряда фракций в  Государственной Думе начать процедуру  отрешения от должности Президента Б.Н. Ельцина закончилась безрезультатно на первой же стадии данной процедуры. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

 3. Полномочия Президента  Российской Федерации

 Президент РФ обладает широкими полномочиями в  различных сферах государственной  жизни. В одних случаях эти  полномочия носят прерогативный  характер, т. е. принадлежат исключительно  ему, в других — соприкасаются  с полномочиями других органов государственной  власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских  полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной  власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях  недопущения односторонних авторитарных решений.

 По  специфике предметов компетенции  и взаимоотношений с другими  органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

 Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных  функций главы государства и  парламента, в главном не конкурируют  с полномочиями представительного  органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время  полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются  Советом Федерации. В то же время  Совет Федерации формируется  на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной  Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов  государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов  Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание  Думы раньше этого срока.

 Президент имеет право законодательной  инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети  голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать  закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в  действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после  чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права  на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого  палатами закона, если Президент усматривает  в процессе принятия или одобрения  закона нарушение конституционных  условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный  Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта  Конституции РФ.

 Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение  с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться  с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование  права вето, подписания) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ (в редакции от 4 марта 1998 г.).

 Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, другие органы принимать решение  о проведении общероссийских референдумов не вправе.

 Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, но не предусмотрено  его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству  в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии  Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции  РФ). В случае роспуска Государственной  Думы Президент назначает новые  выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через  четыре месяца после роспуска.

 Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

 1) в  течение года после ее избрания;

 2) с  момента выдвижения ею обвинения  против Президента до принятия  соответствующего решения Советом  Федерации;

 3) в  период действия на всей территории  Российской Федерации военного  или чрезвычайного положения;

 4) в  течение шести месяцев до окончания  срока полномочий Президента  РФ.

 Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение  прав Президента в этой области свидетельствуют  о том, что роспуск Думы рассматривается  как явление экстраординарное и  нежелательное. Этим объясняется, например, тот факт, что возникший в июне 1995 г. кризис, связанный с вынесением недоверия Правительству, завершился взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала  подтверждать вынесенное незадолго  до этого недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал  постановку перед Думой вопроса  о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.

 Конституционно  значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются  в том, что с момента роспуска Государственная Дума не полностью  прекращает свою работу и депутаты теряют свой статус, а лишь не может  принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия. Конституционный Суд РФ в постановлении  от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти».

 Каждодневное  сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных  представителей в каждой палате. Они  представляют на заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы внесенные  Президентом РФ законопроекты, выступают  с обоснованием отклонения Президентом  принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом  назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства  РФ); при внесении законопроектов о  ратификации или денонсации международных  договоров официальным представителем назначается министр иностранных  дел или один из его заместителей.

 Эти отношения  основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент  назначает Председателя Правительства  РФ с одним только условием, что  он получит на это согласие Государственной  Думы. Президент обладает сильным  оружием для давления на Думу в  этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые  выборы, а Председателя Правительства  назначить самостоятельно. Пока еще  неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее  ей представительство в Думе исключают  возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства  могут входить представители  партийных фракций Думы, находящихся  в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку  своих действий в Думе, но связан какими-либо обязательствами перед  партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение  об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без  участия Думы, а только по предложению  Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

 Взаимодействие  Президента и Правительства регламентируется Указом от 26 ноября 2001 г., в котором  названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ. Распоряжением Президента РФ от 5 мая 1998 г. (явно в целях усиления самостоятельности Правительства) было запрещено такое согласование по всем другим вопросам.

 К отмеченным полномочиям Президента примыкает  его право решающего влияния  на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру  исполнительной власти не входит, занимая  автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной  Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить  свою кандидатуру исполняющим обязанности  Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту  кандидатуру Думе. Следовательно, никакой  орган не имеет инициативного  права в этом вопросе, кроме Президента.

 Полномочия  Президента как главы федеративного  государства прописаны в Конституции  РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта  Конституции. Из конкретных конституционных  полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа  от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных  представителей в федеральных округах.

 Согласно  ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент  вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как  организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный  выход из состава Федерации или  создание незаконных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение  конституционного правопорядка требуют  от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной  власти.

 Важное  значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов  Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент  представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на должность  высшего должностного лица, он вправе отрешать от должности это лицо, в определенных случаях распускать законодательное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения  от должности глав муниципальных  образований и роспуска органа местного самоуправления.

Информация о работе Призедент РФ