Проблема гражданского общества, правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:23, реферат

Описание

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Содержание

Введение 3
1.Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования 5
2. Гражданское общество и государство………………………………11
3Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты………………………………………………………………...16
4. Практика становления правового государства в России…………...20
5. Проблемы и пути формирования правового государства в Росиии.23
6.Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли……………………………………………………...……..27
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………...…………35

Работа состоит из  1 файл

filosofia.docx

— 127.79 Кб (Скачать документ)

Правовое государство  не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального  функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком  взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного  поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное  демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного  человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской  деятельности, создающее возможность  достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично  вырабатывающее механизмы ограничения  и контроля за деятельностью государства.

 

 

 

2. Гражданское общество и государство

 

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует так называемое «современное представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:

1. Государство  суверенно, оно обладает верховной  властью и монополией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника,

негосударственных организаций.

2. Государство  выступает от имени всего населения  (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей династии, какой-то части общества. Официально оно обособляется от сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с преимущественным учетом интересов той или иной влиятельной части общества.

Стремление  государства представить себя как  олицетворение нации, живущей на определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе позднего средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством. [3, с.146]

3. С развитием  гражданского общества в структуре  государственных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии — явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство  имеет управленческий аппарат,  состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Создание бюрократии как иерархически организованной системы управления со строго определенными функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса служащих и военных состоит из лиц разной сословной или классовой

 принадлежности, которые занимают строго определенные места в служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства. [2, с.16]

5. Государство  учреждает и собирает налоги, за счет которых создается и пополняется государственная казна, откуда производятся расходы на содержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и утверждение сметы государственных расходов (государственный бюджет) требует согласия представительного учреждения.

6. Современное  представительное государство официально  признает юридическое равенство граждан (или подданных), их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.

Законодательное признание юридического равенства  людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право».

Важно отметить, что становление и утверждение  в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, — столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. [4, с.76]

Глубокий  переворот в праве состоял  в замене сословного неравенства всеобщим юридическим равенством, определившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность.

Разумеется, правовое равенство — это не фактическое  равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социальных статусов людей. Более того — в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди, независимо от их социального происхождения и положения, были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. [5, с.245]

Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей,   освобожденное  от  лишних запретов   и  дотошной административной регламентации.

При этом право  признается обязательным и для правителей государства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для правящих и управляемых право, верховенство которого над произвольными велениями властвующих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом. Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно определяющем права и свободы граждан (билль о правах, декларации прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов).

Отделение государства  от общества и обособление общества от государства выражено в различии их структур, принципов организации и строения. [6, с.6]

Всякое государство  организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины . Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация — охрана общества и управление им.

В отличие  от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Различие  структур гражданского общества и государства  налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым — на систему права.

3. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты.

 

Правовое  государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Под правовым государством следует  понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права  и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается  законом. Оно существует и помимо закона. Главное отличие правового  государства от неправового состоит  в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности  и равенстве государства и  личности. [8, с.169]

Правовое государство опирается:

  • на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;
  • на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;
  • на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;
  • на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
  • на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;
  • на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;
  • на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;
  • на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
  • на принцип независимого суда;
  • на социальный контроль политики и власти;
  • на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;
  • на независимость массовой информации.

Категория правового государства  тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как  демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

  • право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
  • обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);
  • ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;
  • четка социальная налоговая политика;
  • принудительное социальное страхование отдельных групп населения. [4, с.14]

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика государства как  светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

Основные признаки правового  государства: 

1.  Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную. 

3.  Взаимная  ответственность личности и государства. 

4. Реальность  прав и свобод гражданина,  их правовая и социальная защищенность. 

5.  Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном  функционировании  различных  партий, организаций,  объединений, действующих в рамках  конституции, наличии различных  идеологических концепций, течений,  взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое характеризуется  его  всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  общими  чертами, которые сводятся к следующему:

Информация о работе Проблема гражданского общества, правового государства