Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:23, реферат
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Введение 3
1.Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования 5
2. Гражданское общество и государство………………………………11
3Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты………………………………………………………………...16
4. Практика становления правового государства в России…………...20
5. Проблемы и пути формирования правового государства в Росиии.23
6.Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли……………………………………………………...……..27
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………...…………35
Значит понятие "гражданское общество", появившееся в XVII в., уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализацию интересов граждан. [2, с.148]
Более четко провел различия
между государством и гражданским
обществом видный представитель
немецкого просвещения XVIII в. В. фон
Гумбольт. Он пришел к мысли о
том, что сама государственная деятельность
должна быть подчинена удовлетворению
интересов и потребности
Гегель предпринял попытку
философского осмысления различия между
гражданским обществом и
Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а наоборот, "в действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными"[5, с.165].
По мнению Маркса, гражданское
общество, в котором частной
Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой половине XX в., он выделил три его составные части, три "общества", следуя его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии — ее владение средствами производства и распределения), политическое и гражданское.
Совокупность тех частей
надстройки, которые осуществляют функцию
принуждения и прямого
Из приведенных выше воззрений
на гражданское общество можно выделить
ряд его основополагающих характерных
черт. Во-первых, развитие гражданского
общества связывалось с преодолением
жестких рамок сословно-
В 80-е годы появилась новая трактовка понятия "гражданское общество", связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие "социалистическое гражданское общество". Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становления нового типа свободы — контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество — структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной организации. [9, с.17]
В отечественной литературе
можно встретить несколько
Ближе подходят к раскрытию понятия "гражданское общество" те исследователи, которые включают в его содержание всю совокупность общественных отношений вне рамок государства.
Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий». И автор, судя по российской прессе, безусловно, прав.
В отличие от марксистских
текстов, в настоящее время данная
проблема рассматривается в контексте
обеспечения дальнейшего
В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.
В весьма суженном объеме определяет
рассматриваемое понятие А. Мигранян:
«Гражданское общество — это сфера
спонтанного самопроявления свободных
индивидов и добровольно
Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество — объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов — призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов». Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное — значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Правовое государство –
Основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 2006г.
2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 2008г.
3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 2006г.
4. Введение
в философию. Учебник для
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 2007г.
6. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
7. Философия.Учебник для вузов. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В. Разина А.В., М., 2006г.
[1] Тугаринов В.П. Философия государства. Москва 2006г.
[2] Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
[3] Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
[4] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 2007г.
[5] Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
[6] Философия.Учебник для вузов. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В
[7] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 2007г.
[8] Спиркин А.Г. Философия. Москва 2008г.
[9] Философия.Учебник для вузов. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В. Разина А.В., М., 2006г.
Информация о работе Проблема гражданского общества, правового государства