Проблема гражданского общества, правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:23, реферат

Описание

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Содержание

Введение 3
1.Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования 5
2. Гражданское общество и государство………………………………11
3Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты………………………………………………………………...16
4. Практика становления правового государства в России…………...20
5. Проблемы и пути формирования правового государства в Росиии.23
6.Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли……………………………………………………...……..27
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………...…………35

Работа состоит из  1 файл

filosofia.docx

— 127.79 Кб (Скачать документ)
  1. Ему присуща государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.
  2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.
  3. Располагает специальным государственным механизмом.
  4. Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.
  5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает  государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части  и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в  соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей  специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные  части и элементы правового государства  всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим  законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового  государства  является  способом  его  существования. Функции  правового государства реализуются  с помощью  его  механизма.

 

4. Практика становления правового государства в России

 

"Сейчас  завершается  важный  этап  преобразования России в демократическое  государство.  На основе Конституции  формируется демократическая система  власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно  после поражения августовского  (1991г.) путча.  Получил общее признание  принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные  реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое  законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционны суд Российской  Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре  1991г. Верховным Советом Российской  Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти  в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы,  независимой в своей  деятельности от властей законодательной  и исполнительной. Принятая Верховным  Советом Российской Федерации  в 1991г. Декларация прав и  свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство  признает приоритет прав и  свобод человека, что соблюдение  и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека   -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. [8, с.278]

     В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  правового государства,  следует  рассматривать развитие и совершенствование   законодательства,  формирование  новой по существу правовой  системы. В последнее время  приняты очень многие законодательные  акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

     В течении долгих десятилетий  в  нашей  стране  действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания  и функционирования легальных  оппозиционных  партий.  Официальной,  государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое  правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные  общественные организации,  политические  партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в  качестве официальной государственной  идеологии.  Политическая жизнь  в правовом государстве строится  на основе идеологического,  политического  многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним  из направлений этой работы  является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным  звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая  часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического  плюрализма.

     Необходимым фактором,  определяющим  во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической  жизни нашего общества,  является  уровень политической и правовой  культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового  нигилизма, который особенно отчетливо  проявился в последнее время  не только у граждан,  но  и у представителей государственного  аппарата. Уважение и соблюдение  конституции,  закона всеми членами,  всеми должностными лицами - неотъемлемая  черта демократического государства. [3, с.26]

        Сейчас на  территории  распавшегося  СССР   происходят сложные процессы  в развитии государства и права  - становление в новых "независимых   государствах"  государственных   и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

        Суровая закономерность,  а может  быть трагическая неизбежность  в том, что человеческая природа  и социальная жизнь все еще   далеки  от совершенства.  Реалистичнее  не мечтать о полном искоренении  зла,  а стремиться к его  ограничению. В том числе и  с помощью создания правового  общества. ¦  Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. [5, с.76]

На данный  момент нет альтернативы правовому  государству,  если мы принимаем  общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,  насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских  государствах, где существует религиозная  система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей  западной цивилизации. 

5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки

 

Россия вступила на путь формирования правового государства  в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов  стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.

     1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1. «Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации  и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4.Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»); Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и законодательный орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

     2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной .

     3. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека. Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом  Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

     4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России. [7, с.265]

5. В течение долгих  десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

     6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе.

Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который  особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического правового государства, а также современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, являющегося важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. [2, с.74]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли

Само понятие "гражданское  общество" появилось в XVII в., в  частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и  др. Они уже не отождествляли гражданское  общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения  государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились  по своей воле.

Сторонники теории договорного  происхождения государства отождествляли  гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет  гражданское общество, что, в частности, "абсолютная монархия, которую некоторые  считают единственной формой правления  в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления".

Информация о работе Проблема гражданского общества, правового государства