Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление особенностей формирования гражданского общества в истории России и перспектив его развития в Российской Федерации.
В соответствии с целью обозначим основные задачи исследования:
1. Рассмотреть точки зрения различных авторов на понятие гражданского общества, выявить его признаки и основные институты;
2. Рассмотреть эволюцию основных институтов гражданского общества в истории России;
3. Соотнести понятия правового государства и гражданского общества;

Содержание

Введение……………………………………………………………….....…..….3
1. Понятие, признаки и институты гражданского общества……….…....…...6
2. Эволюция институтов гражданского общества в истории России…....…15
3. Соотношение правового государства и гражданского общества….…..…21
4. Проблемы формирования гражданского общества
в Российской Федерации……………………………….………………….….27
Заключение……………………………………………………….………….…35
Список источников и литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

ТГП гражданское общество в РФ.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение правового государства и гражданского общества

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его современном понимании.

В это время, как пишет Л. С. Мамут, возникает миф о независимости гражданского общества от государства. Он также имеет свои мировоззренческие и социально-экономические корни, свою историю. Его общественно-цивилизационная почва - зарождавшаяся в Западной Европе на рубеже позднего Средневековья и Нового времени буржуазно-капиталистическая форма хозяйства с пробудившимся (и казавшимся чисто стихийным) ростом торговли и промышленности, якобы совершенно стихийным увеличением богатства и стихийным изменением экономических отношений. Тогда мнилось, что все эти процессы происходят помимо государства, без какого-либо воздействия на них государственной воли. Под влиянием данных процессов сложилось представление о том, будто динамика социальных сил, поступательное движение в сфере экономики вообще возможны в отсутствие государственности, совсем не зависят от нее, а совершаются сами собой. Воззрение на гражданское общество как на саморазвивающуюся систему, которая существует без активной целенаправленной деятельности органов и учреждений государства, людей, его

образующих,    особенно    культивировалось    у    мыслителей,    занимавшихся экономической проблематикой. Например, в теориях физиократов[30].

Затем ученые стали разграничивать понятия «гражданское общество» и «государство», отмечая их тесную взаимосвязь.

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде»[31]. Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно -экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность, которая позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений[32].

Определение социальных явлений только через отношения, исключая, игнорируя при этом субъектов этих отношений, - застарелая ошибка последователей марксистско-ленинского обществоведения. Ведь общественных отношений без людей просто не бывает. Маркс и сам замечал, что общественные отношения, «как и вообще отношения, можно только мыслить, если их хотят фиксировать в отличие от тех субъектов, которые находятся между собой в тех или иных отношениях»[33].

Любую социальную сферу составляют три компонента:

а)              социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);

б)              отношения между субъектами (общественные отношения, социальные
структуры);

в)              поведение людей, их деятельность[34].

В полной мере это относится и к гражданскому обществу. Другое дело, что человек состоит во множестве социальных отношений, и не во всех этих отношениях он выступает именно как член гражданского общества. Однако то, будет ли данный конкретный человек выступать субъектом отношений гражданского общества, ощущает ли он себя таковым и как он ведет себя в этих отношениях, зависит от его личных и социальных качеств. Поэтому формирование гражданского общества - это прежде всего задача формирования члена этого общества (в основном, за счет принципиальных изменений в экономической и политической структурах общества)[35].

Сегодня никто не возьмется опровергать то, что гражданское общество и государство - действительно разные феномены. Они неодинаковыми способами и средствам интегрируют людей, составляющих одну и ту же человеческую коллективность (общество). Но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти феномены в независимые относительно друг друга.

Гражданское общество и государство - абсолютно взаимозависимые социальные величины. Для своей экзистенции они в одинаковой мере необходимы друг другу. Обоюдность, равнозначимость отличают связь (взаимозависимость) гражданского общества и государства и, vice versa, государства и гражданского общества. Перестановка местами рассматриваемых феноменов ничего не меняет в типе такой связи. В логике она квалифицируется как симметричная. Именно симметрия во взаимозависимости гражданского общества и государства выделяет ее из иных типов зависимости: генетической, причинно-следственной, субординационной и т.д. Но связь гражданского общества и государства - не просто многократно отмечавшаяся взаимозависимость. Она еще и связь взаимодополнения[36]. Это выражается в том, что гражданское общество образует политические партии, общественные объединения для участия в делах государства, решения иных политических вопросов. Именно в сфере политических отношений во многом распределяются полномочия гражданского общества и государства: чем больше политических функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому обществу. И, наоборот, чем больше укрепляется гражданское общество, тем меньше политических функций принадлежит государству. Поэтому политические отношения регулируются как политическими нормами гражданского общества, так и юридическими нормами государства. Так, в законодательстве определяются принципы регулирования политических отношений (демократизм, многопартийность, плюрализм идеологии, законность и др.); закрепляется правовое положение субъектов политических отношений (депутатов, парламентских фракций, политических партий, общественных объединений); устанавливаются и гарантируются политические права граждан. В настоящее время, например, разработан и рассмотрен Государственной Думой проект закона о политических партиях, который готовился при активном участии самих политических партий. Гражданское общество через свои социальные институты оказывает влияние на государство с целью принятия

необходимых нормативных правовых актов о совершенствовании политических отношений, например, отношений по организации и проведению выборов[37].

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

-         становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

-         гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

-         гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

-              гражданское общество представляет собой систему, которая построена
на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и
которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

-              гражданское общество есть сообщество свободных граждан-
собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно -
готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической
ответственности за состояние общества;

-        с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

-        взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.



8

 

4. Проблемы формирования гражданского общества в Российской

Федерации

Развитие современного гражданского общества - общемировая тенденция, определяемая важной институциональной ролью, которую тот или иной социальный феномен наряду с государством и бизнесом объективно призван играть в социально-экономическом развитии как отдельных стран, так и глобального сообщества в целом[38].

Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме ст. 1 действующей Конституции[39].

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:

признание     гражданских,     политических     и     социальных     прав неотъемлемой частью социума;

-      создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

-      деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

-      финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;

-        создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;

-        предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);

-              реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия
решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти
решения будут выполняться.

Цивилизационные и региональные особенности и различия гражданского общества не отменяют потребности и возможности его формирования во всех без исключения странах и регионах мира. Перспективы развития гражданского общества во многом зависят от осознания его полезности и необходимости правящей элитой, а также от преодоления синдрома оппозиционности и нигилизма в сознании широких слоев населения по отношению к государству. В России успешность формирования гражданского общества будет зависеть от способности власти и бизнеса находить и поддерживать оптимальный баланс между двумя крайностями: цивилизационной исключительностью в содержании и формах, с одной стороны, имитаторством и некритическим заимствованием идеологического содержания и институциональных форм, характерных для развитых стран Запада, - с другой[40].

Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр вульгарных подходов к реформам, который был характерен для России в 1990-е гг., необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

По мнению российского ученого С. Перегудова развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия»[41].

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.

Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство и гражданское общество, пишет О. Румянцев, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

-              не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и
судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в
политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

-              нарушаются избирательные права граждан, в частности, через
использование административного ресурса;

-              политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа
какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее
программы;

Информация о работе Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации