Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы о целях, месте, роли, идеях, признаках, чертах правового государства практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Содержание
Введение 3
1. Возникновение и развитие идей правового государства 5
2. Понятия и признаки правового государства 13
3. Проблемы и пути формирования правового государства в РФ 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ
______________________________
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,
УГОЛОВНОГО
ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине Теория государства и права
на тему: Проблемы и пути формирования правового
государства
в РФ
Липецк 2008
Введение
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы о целях, месте, роли, идеях, признаках, чертах правового государства практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Таким образом, целью нашей работы является выяснение вопроса насколько Россия, на данном этапе ее развития, является правовым государством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть историю
-
выявить важнейшие признаки
- проследить основные проблемы и наметить пути формирования правового государства в России.
Исходя из указанных цели и задач, можно сделать вывод, что объектом исследования в данной работе является правовое государство РФ, а предметом проблемы и пути его формирования.
В данной работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, системный и функциональный подходы в совокупности с принципом историзма.
Для решения этих задач были использованы труды таких ученых-правоведов, как Марченко М.Н., Малько А.В., Венгерова А.Б., Абдулаева М.И., Головастиковой А.Н. – работы по теории государства и права, а так же ряд нормативно-правовых актов.
Эта тема очень актуальна в
наше время, так как
Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.
За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на передний план теоретических разработок отечественной юридической науки. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая её выражением немарксистских (буржуазных либо оппортунистических) взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к проблемам формирования и развития концепций правового государства в истории политической и правовой мысли.
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни зародилась вместе с возникновением государства, ибо ещё в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определённой нормативной системы – обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д.
Мысль о государстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Ещё древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…» [24;128].
Таким образом, уже в древности мыслители искали принципы, формы и конструкции для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Тогда же сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Учёные
древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та
политическая форма общежития людей,
при которой закон
Рост
производительных сил, изменение социальных
и политических отношений в обществе
в эпоху перехода от феодализма к
капитализму порождают новые
подходы к государству и
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы [13;159].
Очень многое для развития идеи правового государства было сделано мыслителями Нового времени, такими как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и другие. Такое большое внимание к идее правового государства было вызвано возникновением капиталистической формы собственности.
В
противовес официальным доктринам
абсолютизма они выдвинули
Заинтересованная в устранении правового партикуляризма Средневековья, препятствовавшего образованию общенационального рынка, поднимающаяся буржуазия выдвигает требования создания единой общегосударственной правовой системы. Это требование, отвечавшее объективным потребностям развивающегося товарного производства, нашло отражение в представлениях о праве как первопричине и важнейшем инструменте социального порядка. Право начинают наделять чертами главенствующей нормативной системы, оттесняющей все остальные регуляторы поведения человека на периферию общественной жизни.
Существенные изменения претерпело соответственно и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, т.к. государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.
На
качественно новую ступень
Хотя Кант не употреблял ещё термина «правовое государство», но он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовых отношениях государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».
Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили своё внимание на разработки теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт Фон Моль (1799-1875), Карл Теодор Велькер (1790-1869), Отто Бэр (1817-1895) и другие. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение в Германии и за её пределами.
Термин «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства[9;426].
Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.
В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехштатистами», т.е. переиначив немецкое слово на русский лад. К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие русские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие государствоведы.
Распространение концепций правового государства, вместе с тем, шло неравномерно. Особый интерес к ним проявляли в отсталых странах, таких как Германия и Россия, где сохранились многочисленные пережитки феодальных отношений, и перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революционных событий 1848 – 1849 годов, она использовала идеи правового государства главным образом для пропаганды мирных, ненасильственных и постепенных преобразований в обществе. В концепциях правового государства её привлекали не столько философско-исторические обобщения (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги [14;265].
Информация о работе Проблемы и пути формирования правового государства в РФ