Проблемы и пути формирования правового государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы о целях, месте, роли, идеях, признаках, чертах правового государства практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Возникновение и развитие идей правового государства 5
2. Понятия и признаки правового государства 13
3. Проблемы и пути формирования правового государства в РФ 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и пути формирования правового.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

     С конца XIX века  популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции [6;397].

     Рассматривая  современное состояние идей правового  государства, следует избегать преувеличения  их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство  выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходятся с нормами конституции.

     История политической мысли, таким образом, показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. В области политики эти идеи могут играть конструктивную роль, но могут использоваться и для обоснования весьма консервативной политической деятельности [19;118].   

     Таким образом, идея правового государства зародилась в очень давние времена и по мере развития общества и государства эта концепция претерпела множество критик и изменений. В зависимости от периода жизни разные мыслители пытались представить такую форму государственности, где бы соблюдался баланс интересов государства, общества и личности. Эти попытки строились на основе собственных представлений о том, что такое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Следовательно, концепция правового государства есть своеобразный   синтез   представлений   о   возможном   и желаемом   устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующимся на признании свободы личности. Можно ещё сказать, что учёные своими новыми концепциями хотели обратить  пристальное  внимание  правителей  к  этому  важнейшему  вопросу  и, может быть, заставить их задуматься и переосмыслить положение в обществе и государстве, которое оставляло желать лучшего. Переломным этапом в истории учений о правовом государстве явился XVII-XIX век, в котором проявился большой интерес учёных к этой проблеме, и, благодаря этому, она получила дальнейшее своё развитие и распространение по всему миру [20;237].

 

2. Понятия и признаки правового государства

     Идея  правового государства в условиях современной действительности нашла  значительное освещение в работах  отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, утверждается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

     Рассмотрим  более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правовой государственности. По мнению представителей философии, правовое государство –  это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. 

     В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще  закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре [18;267].

     Обратим внимание на некоторые определения  и выводы учёных отечественной юридической науки.

     По  мнению А.В. Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений» [19;317].

     А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового  государства так: «правовое государство  – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и  охраняет права и свободы граждан».

     В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина» [25;75].

     Как видно, названные положения, относящиеся  к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура,   включающая   ряд   составляющих   элементов.  В  этой  связи можно предложить  следующее  определение  правового  государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

     В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

     Первым, и, пожалуй, одним из основных признаком  правового государства является верховенство закона. Его суть заключается  в том, что ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более   не  нарушать  его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был бы предусмотрен  законодателем.  Кроме того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании [26;159].

     Верховенство  закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую  противоречие между ними. В государстве  законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.  Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения,  которые вносил Верховный Совет Российской  Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества,  то ее изменение,  обновление должно осуществляться в соответствии с ней. Отступление от конституции, пренебрежение к   закону   создают   удобную   атмосферу для различного  рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права.

     Не  последнюю роль здесь играет необходимость  придания законам, в том числе  и Конституции, прямого действия. По мнению А. Венгерова, «в духовной сфере,   в правосознании,  в   мировосприятии   прямое   действие Конституции выполняет роль «мотора», преобразователя. Десятилетиями насаждавшееся утопическое общественное сознание через мифологический этап устремляется ныне к сознанию рациональному, деятельному, побуждающему. А в нравственной сфере возврат к доброму и разумному религиозному ядру моральных заповедей и начал, которые содержатся не только в православии, но и у всех религиозных систем, также находят опору в Конституции» [8;154].

     П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую  силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статей Конституции  РФ (статьи  4, 15,  76  и  др.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

       «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  – обязанность государства». Статья 2 Конституции РФ указывает нам на второй признак правового государства: защита и ценность прав и свобод граждан.

     Верховенство  закона подразумевает не столько  приоритет закона как разновидности  нормативно-правового  акта  в  отношении подзаконных актов,  сколько широкий аспект прав и свобод,  закрепленных за членами общества действующим законодательством.  В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.

     Перечень  прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому  государству,  содержится в международных актах.  Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека,  принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических,  социальных и культурных  правах,  Международный пакт о гражданских и политических правах,  принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г. [4].

     Перечень  прав и свобод,  провозглашенных  в указанных актах, закреплен  и гарантирован в  конституциях правовых  государств. Особое  значение  в них придается   юридической   защищенности   личности,    которая   немыслима   без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает,  что подлинно демократическое государство признает,  что все вопросы,  связанные с  виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления,  следует решать только в судебном порядке.  Более  того, при  рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный приговор,  гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд  присяжных.  В  Российской  Федерации  это право отражено в ст.49 Конституции РФ.

     Также этот признак отражён в статьях 2, 6-8, 13,14 и полностью в главе 2 Конституции  РФ.

     Как писал некогда известный французский  государствовед А. Эсмен, – «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства,  но  не  требуют от  него  никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве» [11;175].

     Иными словами, государство не несёт юридической  обязанности по отношению к гражданам, за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушения со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан.

     Но  любое общество встает перед проблемой  того, каким образом защитить провозглашенные  права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения [16;65].

     Взаимная  ответственность государства и  личности – неотъемлемый признак  правового государства. Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это (ч.3 ст.41, статьи 52, 53 Конституции РФ).

     Отношения между государством как носителем  политической власти и гражданином   как   участником   ее   формирования   и   осуществления   должны строится на началах равенства  и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

Информация о работе Проблемы и пути формирования правового государства в РФ