Проблемы и пути формирования правового государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы о целях, месте, роли, идеях, признаках, чертах правового государства практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Возникновение и развитие идей правового государства 5
2. Понятия и признаки правового государства 13
3. Проблемы и пути формирования правового государства в РФ 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и пути формирования правового.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

     На  тех же правовых началах строится ответственность личности перед  государством.   Применение   государственного   принуждения   должно   носить правовой   характер,   не  нарушать   меру   свободы   личности,   соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

     Правовой  характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.

     Еще И. Кант говорил, что «каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину». Иначе говоря, законодатель так подзаконен, как и любой гражданин [22;152].

     Основным  принципом организации  и  деятельности  правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными и судебными органами государства.  Данный принцип означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не  допустить возникновения тоталитарного управления государства,  не связанного правом. Вместе с тем,  если одна из трех  ветвей не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и развития, а торможения.  Поэтому верховное  положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

     Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

     С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей  компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть[10;55].

     Принцип разделения властей означает, что  каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

     Таким образом, мы выделили основные признаки правового государства. Конечно, в литературе существует  ещё множество признаков, но они, как правило, являются частными из вышеперечисленных   признаков.   К ним   можно отнести:  политический  и идеологический плюрализм; независимое правосудие; стабильность законности и правопорядка в обществе и другие.

 

3. Проблемы и пути формирования правового государства в РФ

     В современной Росси бытует мнение о том, что в настоящее время  Российская Федерация является правовым государством. Также, это понятие закреплено в Основном законе государства - Конституции РФ. Насколько это мнение правдиво необходимо разобраться более подробно.

     Для формирования правового государства  в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.

     Прежде   всего,   непременным    условием   правового   государства   является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного  масштаба  цен  и  заработной  платы.  Газеты  и журналы не  освещают правовые вопросы (хотя встречаются и редкие исключения).

     Важным  условием и предпосылкой правового  государства является создание внутренне  единого и непротиворечивого  законодательства. В России процесс  создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству. Содержание законов зачастую трудно понять рядовым гражданам, некоторые нормативные акты имеют неоднозначное толкование. Население практически не может оказывать влияние на разработку и принятие законов, хотя каждый имеет право обратиться со своим законопроектом к субъекту, обладающим правом законодательной инициативы. Почему же такое происходит? Одна из причин этого – медлительность бюрократической машины. В результате – законопроекты устаревают, утрачивают значимость и т.п.

     Для правового государства свойственно  преобладание среднего класса, заинтересованного в развитии и стабильности общества и достаточно материально обеспеченного. Но в действительности произошло размывание среднего класса. Общество расслоилось на очень богатых и очень бедных (хотя, не отрицаю, в последнее время появляются люди со средним достатком). Большой рост безработицы и неплатежей приводит к росту экономических преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств); низкий уровень заработной платы – к снижению исполнительской дисциплины, а в государственном аппарате зачастую и к коррупции [7;115].

     Формируя  правовое государство, нужно проводить преобразования во всех сферах жизни общества одновременно. Нельзя улучшать законодательство, но в то же время ставить население в ещё более плохие экономические условия. К сожалению, пройдёт ещё не один десяток лет, прежде чем идея правового государства воплотиться в действительность. Ведь, страны, вышедшие на самый высокий  уровень экономического развития в мире, имеющий многолетний опыт формирования правового государства, не могут утверждать, что они уже в действительности являются правовыми. Положительный результат зависит от того, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового государства.

     В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные и муниципальные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и муниципальные органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде.

     По  теории, одним из основных признаков  правового государства является защита и ценность прав и свобод гражданина. Хотя в реальной  жизни,  этот признак повсеместно нарушается (и не только в нашей стране, но и во всем мире). Это   выражается   в  нарушении  международных  актов,  относящихся  к правам народов,  нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов.  В России  отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод. К подобным нарушениям можно отнести преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества [17;38].

     Необходимо  упомянуть и о несоответствии теории с реальностью в принципе разделения властей. Это видно не только потому, что касается функций  Совета Федерации, который состоит  из представителей исполнительных органов, но наделён большими законодательными полномочиями, но, прежде всего, потому, что в институте президентства оказались сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти. Теоретики спорят о том, соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти, тем более он, естественно, не относится и к органам судебной власти. Президент как бы координирует все три власти. И здесь прослеживается явное противоречие.

     Также «единоличное» право президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки существующего принципа. Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов». Поэтому, в современной России принцип разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.

         Не всегда соблюдается принцип  верховенства закона. Известно, например, что одним из указов Президента  РФ компетентным государственным  органам разрешалось задерживать  граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Странным также выглядит предложение В.В.Путина о назначении губернаторов «с верху». Таким образом, постепенно народ отстраняется от участия в политической жизни страны. В то же время в Конституции РФ указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ).

     В России отсутствует система отзыва народных представителей из законодательных (как местных, так и центральных) органов власти. Таким образом, не в полной мере исполняется принцип выборности и сменяемости центральных и местных органов.

     Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах. В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

     В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического  плюрализма, повышение уровня участия  народа в политических процессах и т.д. Между тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, настолько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными установлен минимум явки избирателей - 25%. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества[24;139].

     В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краёв, автономных округов  как  субъектов  федерации,  новые  гражданский,  уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

        Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Информация о работе Проблемы и пути формирования правового государства в РФ