Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.
Введение
I. Проблемы понятия функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3. Развитие функций государства.
II. Проблемы классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Московский
гуманитарно-экономический
Кировский
филиал
Тема: Проблемы,
понятия и классификация
функций государства.
Выполнил студент 3 курса,
заочного отделения
срок обучения 3,5 года
Проверил:преподаватель
Баранцева Елена Леонидовна
Киров,
2010 г.
Содержание.
Введение
I. Проблемы понятия
функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3.
Развитие функций государства.
II. Проблемы
классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция
и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.
Термин « функции государства » применяется
для обозначения основных, наиболее важных
направлений деятельности государства,
в которых проявляется его социальное
назначение. Основные направления деятельности
законодательной, исполнительной и судебной
власти в правовом государстве имеют общую
природу. Их первостепенной целью является
обеспечение гармоничной жизнедеятельности
общества.
Вся функциональная
деятельность государства направлена
на достижение главной цели: формирование
гражданского общества, создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, его нравственного,
материального и физического благополучия,
максимальной правовой и социальной защищенности
личности. Государство всегда должно выступать
как верховный хранитель и защитник законных
интересов личности. Именно через личность
государство содействует общественному
прогрессу в целом, совершенствует и обогащает
всю систему общественных отношений.
Таким образом,
из всего изложенного выше, можно
сделать вывод, что функции государства
- это основные (главные) направления
(стороны, виды) деятельности государства
по реализации стоящих перед ним
задач для достижения определенных
целей, обусловленных как классовой,
так и общесоциальной его сущностью
и социальным назначением.
Понятие
и содержание функции
государства.
Термин «функция» в
имеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственно
юридическим.
В философском и
«внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе
отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий
отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью
выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц
специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе
выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)
Применительно к государству
трактовка термина функции
более многогранной.
В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего
зарубежья функции
государства рассматриваются
деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной
деятельности.
Широкое признание имеет определение функций государства как
направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и
конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели,
закономерности развития. Рассмотрение функций государства в аспекте
его социального назначения, безусловно, заслуживает самого пристального
внимания. Однако социальное назначение и функции государства– явления, хотя и соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие, так как социальное назначение государства – это его историческая миссия, обусловливающая существенные направления, стороны деятельности государства,
т.е. его функции.
В ряде работ функции государства рассматриваются, например, как
сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней
сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным
классам и политическим группам и др.. Сторонники первого тезиса по существу
ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго –
допускают элемент смешения понятия функций государства с известным
ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев
к государству.
Ряд авторов под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата. С этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функция государства». К тому же в данной трактовке гипертрофируется роль государственного аппарата.
Некоторые авторы исходят из
отождествления функций
деятельностью. При определении функции они используют такие категории как
«управление», «воздействие» и т. д.
Зарубежные юридические и
государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают
законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства.
Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации
защиты «общего блага», «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости».
В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций
государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности
государства и реального содержания его деятельности от материальных и
экономических условий существования господствующих классов.
Что касается нашего недавнего прошлого, то в 60-е годы в советской
юридической науке получило широкое распространение представление о функциях
государства как о предметно-политической характеристике содержания его
деятельности.
Таким образом, анализ научной
полемики по вопросу о
государства показывает, что, несмотря на определенные расхождения в
определении этого понятия, идет тенденция к сближению взглядов,
использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическую
разработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого к
настоящему времени уровня разработанности концепции идет процесс
синтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет в
значительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многие
теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех
случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли
государства, а функции государства в любой исторический период
обусловливаются объективными общественными потребностями.
Понятие функции государства
предыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. В
рамках марксистко-ленинского подхода выделялась классовая сущность
государства, а предмет, направление и содержание деятельности государства
изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы
государства.
На современном этапе также сохраняется классовый подход к деятельной
стороне государства, но с важным уточнением: расширяется и углубляется
понимание социального назначения государства, отвергается жесткая связь
между изменениями
классовых характеристик
показала история, эта связь более многогранна, а на функции более влияют не
столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и
проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации
(экология, ядерное вооружение, демография, сырьевые и иные глобальные
проблемы).
Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законных интересов гражданина и др..
Информация о работе Проблемы, понятия и классификация функций государства