Проблемы, понятия и классификация функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.

Содержание

Введение
I. Проблемы понятия функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3. Развитие функций государства.
II. Проблемы классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Московский гуманитарно.docx

— 60.22 Кб (Скачать документ)

что, например, в  нестандартных, чрезвычайных ситуациях  та или  иная  функция

государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций.  Например,

в  условиях  войны  функция  обороны   главенствует   среди   экономической,

социальной и  прочих,  а  в  условиях  экологических  катастроф  и  аварий  –

экологическая функция выходит на первый план.

       В  этой   связи   необходимо   упомянуть   о   сопряженной   проблеме

существовании у государства «главной» функции  и «второстепенных» функций.

       Высказывается мнение о том,  что  «главной  функцией  государства   не

может  быть  признана  хозяйственно-организаторская  деятельность,  ибо  это

приводит к  неизбежному огосударствлению общественной жизни»,  а  в  качестве

таковой  может  быть  признана  «охрана  интересов  человека,   защита   его

прав…».

       Бесспорно, что в  условиях  рыночной  экономики  сфера   регулирования

государством  хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак  не  может

быть главной  среди прочих  сфер  деятельности  государства  и  человека.  Но

недооценка  экономического  воздействия  государства  на   экономику   также

ошибочна.

       Охрана интересов человека и  его прав скорее является не  функцией,  а

целью государства, причем любого, уважающего своих  граждан.  Но  если  даже

считать таковую  цель полноправной функцией, то ее  осуществление  невозможно

без осуществление  всех иных функций государства, что  само  по  себе  ставит

под вопрос главенство и автономность рассматриваемой  функции. 

       К числу критериев можно   отнести  и  принцип  разделения  властей  на

законодательную, исполнительную и судебную.

       Действительно,  деятельность  государства   по   осуществлению   своих

функций облекается в правовые формы:

  - правотворчество; 

  - исполнительно-распорядительная; 

  - правоохранительная; 

       А значит и функции  государства   подразделяются  на  законодательные,

управленческие  и судебные,  что  в  принципе  отражает  механизм  реализации

государственной  власти.

       Специально  следует  обратить  особое  внимание   на   информационную

функцию, которая  характеризует  деятельность  четвертой  власти  –  средств

массовой информации.

       Специфика  этой  функции   заключается  в  способах  невоздействия  на

общество:   целенаправленная   информированность   населения,    а    подчас

манипулирование общественным сознанием, другие способы  передачи  информации создают необходимые условия  для  существования  и  функционирования  других ветвей власти, всего государства. 

       Однако,  не  у  всех  ученых-юристов   такая  классификация   вызывает

признание. Многие считают, что это  собственно  не  функции  государства,  а

функции осуществления  государственной власти или  ветвей  власти.  То  есть,

происходит смешение функций государства и государственной  власти. 

       Классификация  функций  государства   приводится  также  на  основании

территориального  масштаба,  в  пределах   которого   они   реализуются.   В

федеративном  государстве  –  это  функция  федерации  в  целом  и  субъектов

федерации.  В  унитарном  государстве  –  это  функции,  осуществляемые   на

территории единого, лишь в  административно-территориальном  плане  делимого

государства. В  конфедерации – это координирующие  функции  всего  сообщества

(союза) государств  и функций, которые реализуются  на территории  каждого  из

участников этого союза государств. 

Подходы к классификации  внутренних и внешних  функций. 

       Наиболее  распространена   классификация   функций   государства   на

внутренние и  внешние, то есть на  определение  деятельности  государства  по

отношению к  обществу, особой организации которого и является государство,  и

по отношению  к другим государствам. 

       Существует  проблема  многовариантности выделения подфункций  среди внутренних  и внешних функций. Фактически работало правило:  сколько  людей  –  столько  и мнений.  Зачастую  отличие  классификации,  предложенной  одним  ученым   от предложенной другим заключалось в том, что та или иная  подфункция  является составляющей другой подфункции, либо  наоборот  –  подфункция  разделена  на более мелкие. Тем не менее общий  смысл  разделения  функций  на  внешние  и внутренние сохраняется у всех авторов. 

       Все  авторы  классификаций  в  целом  отмечают,  что

объектом  воздействия  функций  государства  являются  крупные  сферы  жизни

общества  –  экономика,   социальная   сфера,   духовная   жизнь   общества,

сложившийся   общественный   порядок.   Таким   образом,   в   самой   общей

классификации   функции   могут   быть   экономическими,    идеологическими,

охранительными,  политическими  как  во  внешней,  так   и   во   внутренней

деятельности  государства.

       Они  органически  взаимосвязаны,  переплетены,  проникают

друг в друга. Иными словами, деление государственных  функций  на  внутренние

и внешние носит  условный характер. Однако каждая из функций  государства  по

своему содержанию в целом служит разрешению  либо  внутриполитических,  либо

внешнеполитических  задач. Исходя из этого,  разделение  функций  государства

на внутренние и внешние представляется нам  приемлемым  как  с  точки  зрения

науки, так и  практики.

       Некоторые отмечают,  что более   важным   становится   выделение

глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства  в

экологической,  демографической,  сырьевой,  космической  сферах  и   других

современных глобальных государственных  сферах  деятельности,  затрагивающих

всю цивилизацию.

       Особую  проблемы  представляет  решение  вопроса  о  централизации   и

децентрализации  функций  государства.  В  условиях  тоталитарного  и,   как

правило,  унитарного   государства   происходит   чрезмерная   централизация

функций. А в  условиях федеративного государства   возникают проблемы децентрализации  функций.  Необходимо  разграничить сферы деятельности и  полномочия  между  федеральными  органами  и  органами власти субъектов федерации. 
 

Внутренние  функции государства. 

       К внутренним функциям государства  относятся: 

   1) Функция  охраны правопорядка 

       Охрана господствующего способа  производства, а также господствующей  и

иных  форм  собственности.  Охрана  прав  и   свобод   граждан   государство

осуществляет  путем издания законов, устанавливающих  в обществе  определенный

порядок (правопорядок), перечень  нарушений  правопорядка,  определяет  меры

ответственности  за  правонарушения,   определяет   порядок   расследования,

рассмотрения  дел,  связанных  с  правонарушениями,  устанавливает   систему

правоохранительных  органов,  призванных  вести  борьбу  с  правонарушениями,

определяет их компетенцию. 

   2) Экономическая  функция. 

       Эта  функция  государства   сильно  изменилась  в  ходе  исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику 

до  полного  контроля  всей  хозяйственной деятельности   и   регулирования   всех   вопросов    экономической    жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

       В современных условиях, когда   неизмеримо  умножились  и   усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство  не  остается  наблюдателем

со стороны. Оно  активно разрабатывает  и  проводит  экономическую  политику,

которая   строится   на   принципах   свободного    рынка    и    свободного

предпринимательства.

       Государство  использует  самые   различные   рычаги   воздействия   на

экономику:  налоговую  и  таможенную  политику,  займы  и  субсидии  частным

производителям, контроль за производством,  контроль  за  ценами,  качеством

продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование  в

сфере   внешнеэкономической   деятельности,   в   частности    использование

заградительных  пошлин и более жестоких мер  –  установление  государственной

монополии на всю  внешнюю  торговлю  или  на  торговлю  отдельными  товарами,

установление  винной  и  табачной  монополии,  использование  государственных

заказов   промышленной   и   сельскохозяйственной   продукции.   Государство

использует  весьма  широкий  арсенал  средств  –  от   мягкого,   косвенного

воздействия путем  экономических рычагов (налоги, пошлины,  субсидии  и.т.д.)

до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача  государства  –

установить с  помощью законов «правила игры»  и  принудительно  обеспечить  их

исполнение.

       В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на  переходных

этапах вмешательство  государства в экономику увеличивается. Это  характерно,

например для  современного  этапа  развития  России.  Как  показывает  опыт,

экономические реформы,  которые  в  настоящий  момент  реализуются  в  нашей

стране,  не  могут  быть   результативными   без   адекватного   воздействия

государства на развитие экономических процессов.  Отсюда  -  большой  массив

законодательных  актов  в  этой   области   и   экономические   мероприятия,

проводимые    государством,    например,    приватизация    жилого    фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д. 

   3) Социальная  функция. 

       Эта функция сопряжена с экономической,  в значительной мере зависит  от

экономической линии государства. В целом она  есть  проявление  патернализма

государства к  личности, к той части общества, которая  в  силу  ряда  причин

нуждается в  поддержке со стороны государства.

Информация о работе Проблемы, понятия и классификация функций государства