Проблемы, понятия и классификация функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.

Содержание

Введение
I. Проблемы понятия функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3. Развитие функций государства.
II. Проблемы классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Московский гуманитарно.docx

— 60.22 Кб (Скачать документ)

  - культурно-воспитательная, состоящая в решении задач  идеологического

    характера,  развитием образования, спорта  и.т.п.;

  - охрана  правопорядка, прав и свобод граждан,  социалистической

    собственности,  причем значение охраны государственных  интересов

    превалировало  над значением охраны частных  интересов граждан; 

 К внешним  функциям относятся:

  - оборона  страны;

  - борьба  за мир и мирное сосуществование  государств с различным социально-

    экономическим  строем. 

       В дальнейшем, с развитием государства,  появились две новые внутренние

функции – оказание  социальных  услуг  членам  общества  и  природоохранная.

Внешняя задача  не  изменилась,  но  возникли  новые  функции,  связанные  с

изменением     международной    обстановки:    братская    взаимопомощь    и

сотрудничество  со  странами   социализма;   сотрудничество   со   странами,

сбросившими колониальную зависимость. 

       В современной России, по мере  перехода ее  к  рыночным  отношениям  и

становления новой  политической идеологии, происходит  эволюция  во  взглядах

на внешние  функции государства.

       Это проявляется, во-первых, в  том, что с разрушением мировой   системы

социализма  отпала  необходимость  в  «братской   помощи»   социалистическим

странам.

       Во-вторых, изменилась политическая  и идеологическая ориентация  России

по  отношению  к  бывшем  колониям  западных   и   других   «цивилизованных»

государств, а  также по отношению  к  национально-освободительному  движению.

Исчезли и соответствующие  функции.

       В-третьих, с середины 80-х годов  XX века резко  изменилось  отношение

правящих  кругов  официальной  России  к   западным   странам.   Многолетнее

идеологическое  противостояние уступило  место  политике  соглашательства  по

ряду принципиальных вопросов, движения в  фарватере  прозападных  интересов,

унизительного самобичевания и политического заискивания.

       Основное кредо внешнеполитической  и  иной  деятельности  российского

государства, а  следовательно, и его функций  должно  состоять  в  непременном

приоритете  российских  национальных  интересов  и  ценностей,  в   уважении

интересов и  ценностей других стран, в установлении и  поддержании  со  всеми

без   исключения   странами   отношений    равноправного    партнерства    и

сотрудничества. 

       Также выделяют в качестве самостоятельных функций,  присущих

современному  российскому государству:

  - обеспечение  народовластия;

  - налогооблажение  и взимание налогов;

  - интеграция в мировую экономику.

       Первые две из представленных  функций являются внутренними,  а третья –

внешней. 

       Функция обеспечения народовластия.

       Теория государства и права   до  самого  последнего  времени   пытается

обойтись без  понятия функций государства  в политической  сфере.  Безусловно,

все функции  государства носят политический характер, однако  в  политической

области  действует  целая  система   политических   институтов,   учреждений

государственных    органов,    через    которые    осуществляется    функции

народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые  народом

и уполномоченные от  имени  народа  осуществлять  государственную  власть  в

стране, органы местного  самоуправления,  а  так  же  осуществление  народом

своей власти непосредственно, через референдум.

       Обладая  верховенством   в   системе   государственной   организации,

представительные  органы  сосредотачивают  в  своих  руках   государственное

руководство  обществом,   выполняют   функцию   публичной   власти,   защиты

конституционного  строя. 

       Функция налогооблажения и взимания  налогов.

       Данная функция обусловлена тем,  что бюджет государства, как  и  бюджет

его структурных  и региональных единиц состоит  целиком  из  различного  рода

налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

       Взимание  налогов  естественно  для государства со смешанной  (современной)  экономикой.  Экономическая  функция современного государства подразумевает  наличие  такого  рычага  воздействия как  взимание налогов.

       Финансовый  контроль   подразумевает   выявление   и   учет   доходов

производителей, часть которых  направляется  в  государственный  бюджет  для

удовлетворения  социальных и общегосударственных  нужд.

       Высший финансовый контроль за  доходами  и  расходами  является  прерогативой  парламента.  На  местах  эти  функции выполняют  местные  органы  государственной  власти.  Во  всех  государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

       В  России  таким  правами   кроме  Министерства  финансов  обладает  и

Министерство  по  налогам  и  сборам,  Государственный  таможенный  комитет,

Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций)  и

т.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия  налогообложения,

его также, как  и налогоблажение можно рассматривать  в  качестве  одного  из

аспектов обширной экономической функции государства

       Несовместимость экономических  систем различных типов общества, а  так

же ограничения  торговли с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом  западным

миром  по  политическим  соображениям,  не  позволяли   наладить   отношения

партнерства.   Переход  к  партнерству  во  внешнеэкономических   отношениях

поставил перед  Россией новые  проблемы  государственно-правового  характера.

Наиболее важные из них: защита права собственности  и иностранных  инвестиций

в России.

       Особую проблемы в  последние   годы  представляет  решение   вопроса  о

централизации   и   децентрализации   функций    российского    государства.

Определенные  положительные изменения в этом вопросе начались совсем  недавно

и  выразились  в  пресловутом  «укреплении  вертикали  власти»,  а  также  в

комплексе проводимых  реформ  (например  судебной).  Напомню,  что  ситуацию

начала 90-х годов XX века нередко называют  «парадом  суверенитетов»,  когда

пресловутый «суверенитет»  провозглашали  национальные  автономии  в  составе

РСФСР. Некоторые  республики,  такие  как  Татарстан  и  Башкортостан  вообще

подписали федеральный  договор лишь в 1994 году.

       В  настоящее  время  все   еще   стоит   задача   разграничения   сфер

деятельности  полномочий  между  федеральными  органами  власти  и  органами

субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении  которых  централизация,

понимаемая как  монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.

       Но есть и вопросы, которые  можно и нужно решать  на  местном  уровне.

Например,  для  обеспечения  стабильных  рабочих  мест   необходимо   тесное

взаимодействие   центральных   органов    власти    и    органов    местного

самоуправления.

       Данная проблема должна быть решена в первую очередь законодателями на федеральном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

        Сильное государство немыслимо без сильной, эффективной власти. Но одна только сильная власть еще не создает сильного государства.

       Как ни важно поддержание и усиление власти, само по себе оно не решает стоящих перед государством проблем. Одно дело крепко держать в руках руль власти и другое - умело им пользоваться, эффективно выполнять основные функции, возложенные на государство.

       Можно выделить несколько основных функций от эффективного выполнения, которых зависит сила государства:

- Разумный правопорядок  и законность.

- Растущая экономика  и крепкий бюджет.

- Обеспечение  социальной справедливости как основы общественного согласия.

- Достаточно  мощные вооруженные силы и  профессиональные службы безопасности.

      Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общества в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств. 
      В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, например, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

   1. Конституция  Российской Федерации. – М., 1993

   2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000.

   3. Сырых  В.М. Теория государства и права. - М., 2006.

  4. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе /

     Государство и право. 1993.

  5. Теория государства и права: курс лекций  Под ред.  Марченко  М.Н..  -

      М.,1998.

Информация о работе Проблемы, понятия и классификация функций государства