Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.
Введение
I. Проблемы понятия функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3. Развитие функций государства.
II. Проблемы классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной литературы.
- культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического
характера, развитием образования, спорта и.т.п.;
- охрана правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической
собственности,
причем значение охраны
превалировало
над значением охраны частных
интересов граждан;
К внешним функциям относятся:
- оборона страны;
- борьба
за мир и мирное
экономическим
строем.
В дальнейшем, с развитием государства, появились две новые внутренние
функции – оказание социальных услуг членам общества и природоохранная.
Внешняя задача не изменилась, но возникли новые функции, связанные с
изменением международной обстановки: братская взаимопомощь и
сотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами,
сбросившими колониальную
зависимость.
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и
становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах
на внешние функции государства.
Это проявляется, во-первых, в
том, что с разрушением
социализма отпала необходимость в «братской помощи» социалистическим
странам.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России
по отношению к бывшем колониям западных и других «цивилизованных»
государств, а также по отношению к национально-освободительному движению.
Исчезли и соответствующие функции.
В-третьих, с середины 80-х годов XX века резко изменилось отношение
правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнее
идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по
ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов,
унизительного самобичевания и политического заискивания.
Основное кредо
государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном
приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении
интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми
без исключения странами отношений равноправного партнерства и
сотрудничества.
Также выделяют в качестве самостоятельных функций, присущих
современному российскому государству:
- обеспечение народовластия;
- налогооблажение и взимание налогов;
- интеграция в мировую экономику.
Первые две из представленных функций являются внутренними, а третья –
внешней.
Функция обеспечения народовластия.
Теория государства и права до самого последнего времени пытается
обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно,
все функции государства носят политический характер, однако в политической
области действует целая система политических институтов, учреждений
государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом
и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в
стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом
своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного
строя.
Функция налогооблажения и
Данная функция обусловлена
его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода
налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Взимание налогов естественно для государства со смешанной (современной) экономикой. Экономическая функция современного государства подразумевает наличие такого рычага воздействия как взимание налогов.
Финансовый контроль подразумевает выявление и учет доходов
производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для
удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.
Высший финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.
В России таким правами кроме Министерства финансов обладает и
Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет,
Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций) и
т.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия налогообложения,
его также, как и налогоблажение можно рассматривать в качестве одного из
аспектов обширной
экономической функции
Несовместимость экономических
систем различных типов
же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным
миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения
партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях
поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.
Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций
в России.
Особую проблемы в последние годы представляет решение вопроса о
централизации и децентрализации функций российского государства.
Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавно
и выразились в пресловутом «укреплении вертикали власти», а также в
комплексе проводимых реформ (например судебной). Напомню, что ситуацию
начала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когда
пресловутый «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составе
РСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан вообще
подписали федеральный договор лишь в 1994 году.
В настоящее время все еще стоит задача разграничения сфер
деятельности полномочий между федеральными органами власти и органами
субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении которых централизация,
понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.
Но есть и вопросы, которые можно и нужно решать на местном уровне.
Например, для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное
взаимодействие центральных органов власти и органов местного
самоуправления.
Данная проблема должна быть решена
в первую очередь законодателями на федеральном
уровне.
Заключение.
Сильное государство немыслимо без сильной, эффективной власти. Но одна только сильная власть еще не создает сильного государства.
Как ни важно поддержание и усиление власти, само по себе оно не решает стоящих перед государством проблем. Одно дело крепко держать в руках руль власти и другое - умело им пользоваться, эффективно выполнять основные функции, возложенные на государство.
Можно выделить несколько основных функций от эффективного выполнения, которых зависит сила государства:
- Разумный правопорядок и законность.
- Растущая экономика и крепкий бюджет.
- Обеспечение социальной справедливости как основы общественного согласия.
- Достаточно
мощные вооруженные силы и
профессиональные службы
Таким образом, функции государства - это
цельная, взаимосвязанная деятельность
всей системы государственных органов,
направленная на гармоничное экономическое,
социальное и духовное развитие общества,
при непременном взаимодействии и сотрудничестве
с другими государствами. Взаимное равноправное
партнерство государств, их совместные
усилия по разрешению общих проблем, стоящих
перед человечеством, создают необходимые
условия для нормальной жизнедеятельности
отдельных индивидов, различных государственных
и общественных объединений и мирового
сообщества в целом. Государственно-организованное
общества в современных условиях может
прогрессивно развиваться лишь при координации
функциональной деятельности образующих
его государств.
В функциях государства
выражается его сущность, та реальная
роль, которую государство играет в решении
основных вопросов общественного развития
и, прежде всего в удовлетворении разнообразных
интересов населения страны. Функции государства
устанавливаются в зависимости от основных
задач, стоящих перед государством на
том или ином этапе его развития, и представляют
собой средство реализации этих задач.
Содержание задач государства определяется
различными внутренними и внешними факторами.
Так, например, кризисные явления в экономической
жизни страны требуют концентрации усилий
государства, всех его органов на решении
экономических задач. Рост преступности
заставляет государство своевременно
предпринимать серьезные практические
действия по усилению борьбы с ней, выявлению
и устранению причин и условий, которые
ее порождают. Угроза внешней агрессии
мобилизует государственный механизм
на подготовку населения страны к ее отражению.
Список
использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000.
3. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2006.
4. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе /
Государство и право. 1993.
5. Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998.
Информация о работе Проблемы, понятия и классификация функций государства