Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Понятие функции в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно этот смысл подразумевается под понятием функция государства.
Введение
I. Проблемы понятия функции государства.
1. Понятие и содержание функции государства.
2. Признаки функций государства.
3. Развитие функций государства.
II. Проблемы классификации функций государства.
1. Критерии классификации.
2. Внутренние и внешние функции государства.
2.1 Подходы к классификации внутренних и внешних функций.
2.2 Внутренние функции государства.
2.3 Внешние функции государства.
3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Итак, функции государств
общие черты:
1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским
меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия
касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов,
в отношении которых оно
2) охрана частной собственности на орудия и средства производства;
различия вытекают из
3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений
эксплуатации, ограниченное вмешательство
государства в экономику.
Функции государства
содержании функциям
эксплуататорских государств:
1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно
осуществляется большинством населения в отношении свергнутого
эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значение,
хотя рецидивы могут быть;
2) охрана всех существующих различных форм собственности на средства
производства;
3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных
эксплуататорским государствам;
4) целенаправленность функций на решение задач демократического
строительства.
В деятельности государства
так и общесоциальные начала.
Таким образом, по источникам
возникновения функции
подразделить на:
А) вытекающие из классовых противоречий;
Б) вытекающие из потребностей
общества.
Признаки
функций государства.
Можно выделить следующие
1. Функция
государства не любое, а
его деятельности, без которого государство на данном историческом
этапе, либо на протяжении
устойчивая, сложившаяся предметная
деятельность государства в
иной сфере.
2. В функциях
выражается сущность
3. Выполняя
свои функции, государство
управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую
направленность.
4. Функции
государства – понятие
государственного управления на каждом историческом этапе развития
общества.
5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для
государственной власти
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в
действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о
наличии у того
или иного государства
Развитие
функций государства.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,
причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой
сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным
изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных
этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных
особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства,
появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества,
может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые
старые функции.
В государственности того или иного общества сохраняется
преемственность функций, но действует и механизм обновления функций.
Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,
субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только
та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы
государства.
На протяжении долгого
классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность
функционирования государства в интересах всего общества. Но в наше время
можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет
общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего
общества, всех
классов, социальных групп и слоев
населения.
Прежде всего на функции оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХ и ХХI в.
Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные
направления деятельности государства: поддержка науки, особенно
фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение
интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности,
которая происходит от неконтролируемого появления и использования
современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика,
медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).
Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства
несомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государства
не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на
своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то
в самое ближайшее время, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис.
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение
экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний,
иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера,
оказывающая влияние
на эволюцию функций.
Критерии
классификации.
Существуют различные
В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве
следующие критерии
классификации:
- по объектам воздействия;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым
формам существования(принципу
- на основании
территориального масштаба
Общепринятым считается
внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри
государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на
межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-
правовых отношений.
Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу
перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено
внимание при
их дальнейшем рассмотрении.
В зависимости от
государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции
присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например,
экономическая функция), временные функции характеризуются
непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач
государства на
отдельных этапах его жизни.
По социальной значимости
Относительно устоявшимися
функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными
функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности,
охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной
работы», а под неосновными функциями государства подразумевается
«относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав
основных функций как элемент их внутренней структуры.
Некоторые называют основные функции общими на том
основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они
присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет
отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.
Общие функции государства осуществляются через отдельные функции
государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с
общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому именовать
их неосновными было бы ошибочно.
Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в
одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления
функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее
рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то,
Информация о работе Проблемы, понятия и классификация функций государства