Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является определение места судов общей юрисдикции в судебной системе Российской федерации, порядок их формирования и полномочия.
Задачи, решаемые в процессе написания работы:
дать понятие судебной власти;
выявить ее социальную функцию и структуру;
рассмотреть порядок формирования и полномочия судов общей юрисдикции в составе судебной системы Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Судебная система Российской Федерации 6
1.1.Правосудие судебной власти Российской Федерации 6
1.2. Понятие судебной системы и ее структура 10
2. Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции 17
2.1. Мировой судья 17
2.3. Районный (городской) суд 21
2.3.Военные суды 22
2.4. Верховный суд субъекта РФ 26
2.5. Верховный Суд Российской Федерации. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Суды общей юрисдикции.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

     Обращение в суд несет еще одну проблему – это пошлины, которые зачастую бывают достаточно большими для заявителя. Сама по себе судебная власть стоит очень дорого. Квалификация ее должностных лиц зачастую самая высокая во всем государственном аппарате.

     Такая высокая цена правосудия должна побуждать  субъекты, заинтересованные в скорейшем и материально менее обременительном разрешении конфликта, обращаться к иным способам его разрешения — взаимным договоренностям, арбитражу, административным решениям и т.д. Суд должен быть действительно последним средством6.

1.2. Понятие судебной системы и ее структура

 

     Один  из двух основных компонентов судебной власти состоит в том, что ее осуществление  доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, о которых говорилось в предыдущем параграфе данной главы, но и а порядке формирования судов.

       В настоящее время суды всех  видов и уровней образуются  с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели призвано содействовать, в частности, установление системы гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей.  От судей  требуется высокий уровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты очень серьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых законом интересов конкретных людей.

     Существенным  моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение вышестоящих нижестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным. Не предусматриваются какие-то особые меры, ограждающие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений и т.д.).

     Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной  стороны, судебной, а с другой —  законодательной и исполнительной властями, их органами. При всей их обособленности имеется немало точек соприкосновения между ними. Например, органы законодательной (представительной) власти издают законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами, утверждают финансирование судов, размеры оплаты труда судей и других судебных работников. Органы судебной власти, со своей стороны, могут влиять, используя предоставленные им полномочия, на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным.

     Специфика суда как органа судебной власти состоит  также в том, что для его  деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

     К настоящему времени сложилось несколько  вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся:

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

     Каждое  из этих судопроизводств регламентируется достаточно подробным законодательным  актом — Законом о Конституционном  Суде7, ГПК8, АПК9, УПК10 и КоАП.11 Изучению названных видов судопроизводства и законодательных актов, регламентирующих их, посвящены специальные учебные дисциплины, преподаваемые на старших курсах юридических вузов.

     Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.12

     Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

     “I. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом...

     Судебная  система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

     Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и другие подобные органы субъектов Федерации.13

     Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127 Конституции Рф, то им отведено несколько иное место, У них есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

     В наши дни структура всей судебной системы, в целом и ее подсистем может быть определена на основе анализа не только положений Конституции РФ, приведенных выше, но и ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве14,  Закона об арбитражных судах15, Закона о военных судах16 и др.

     Из  приведенных конституционных положений  и положений названных законодательных актов можно сделать, по крайней мере, два вывода. Они говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью— Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

     Наибольшее  количество судов входит во второй блок. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские). В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют  судами общей юрисдикции. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды.  Им подведомственны  только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

     В третий блок включены федеральные арбитражные  суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, и автономных округов). Возглавляет этот блок Высший Арбитражный Суд РФ.

     Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение  в российской судебной системе. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что  у этого суда свои специфические  задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными судами и подобными органами субъектов Федерации.

       При освоении материала об  устройстве судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся, прежде всего, понятия “звено судебной системы”.

     Звеном  судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями. По этому признаку  суды общей юрисдикции  подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

     - основное звено— районные (городские,  межмуниципальные)  суды;

     - среднее звено — Верховные  суды республик, краевые, областные  суды, городские в Москве и  Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

     - высшее звено — Верховный Суд  РФ.

     Отдельно  следует сказать о мировых  судьях. Мировые судьи являются судьями  общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, — и законами субъектов  РФ.

     Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он не может превышать пяти лет.

     Подобным  образом подразделяются военные  суды:

     - основное звено — суды армий,  соединений, флотилий и гарнизонов;

     - среднее, звено — суды военных  округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

     - высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

     С 1 июля 1995 года стала трехзвенной  и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

     - основное звено — арбитражные  суды субъектов Российской федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника) ;

     - среднее звено — федеральные  арбитражные суды округов (всего  таких округов образовано десять);- высшее звено — Высший Арбитражный  Суд РФ.

2. Процедурное положение отдельных  видов судов общей юрисдикции

2.1. Мировой судья

 

       Институт мировых судей не является новым в российском судопроизводстве и впервые был учрежден в результате реформ 60-х годов XIX в. Мировые судьи действовали вплоть до формирования системы советских судов, в которой им не нашлось места.

     В современной России общие вопросы организации и деятельности мировых судей впервые нашли отражение в ст. 28   Закона «О судебной системе Российской Федерации».

     Мировые судьи - судебные органы субъектов РФ. Наличие в субъектах своих  судебных органов вытекает из толкования положений Конституции РФ. С одной стороны, в соответствии со ст. ст. 11, 77 Конституции РФ, Россия - государство с федеративным устройством, предусматривающим наличие в субъектах Федерации собственной системы органов власти. С другой стороны, государственная власть как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) 17.

Информация о работе Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции