Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является определение места судов общей юрисдикции в судебной системе Российской федерации, порядок их формирования и полномочия.
Задачи, решаемые в процессе написания работы:
дать понятие судебной власти;
выявить ее социальную функцию и структуру;
рассмотреть порядок формирования и полномочия судов общей юрисдикции в составе судебной системы Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Судебная система Российской Федерации 6
1.1.Правосудие судебной власти Российской Федерации 6
1.2. Понятие судебной системы и ее структура 10
2. Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции 17
2.1. Мировой судья 17
2.3. Районный (городской) суд 21
2.3.Военные суды 22
2.4. Верховный суд субъекта РФ 26
2.5. Верховный Суд Российской Федерации. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Суды общей юрисдикции.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

     Обращает  на себя внимание некоторая нечеткость формулировок законодателя, когда в  ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" под мировым судьей понимается физическое лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие.18 В целях обеспечения единообразного понимания норм действующего законодательства, представляется правомерным указать в законодательстве в качестве суда субъекта РФ - мировой суд, а судьи суда общей юрисдикции субъекта Федерации - мирового судью.

     Основополагающие  принципы организации и деятельности мирового судьи определяются федеральным законодателем. Законодательство субъектов РФ призвано развивать федеральные нормы, при этом, не вступая с ними в противоречие. Компетенция мирового судьи, закрепленная в ст. 3 Закона "О мировых судьях в Российской Федерации", не исчерпывающая. К полномочиям мирового судьи отнесены наиболее простые, с точки зрения разрешения, категории судебных дел.

     Обозначим принципы, положенные в основу определения  компетенции мировых судей.

     В одной из работ, посвященных мировой  юстиции, заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйков указал на то, что если компетенцию мирового судьи определять исходя из "статуса мировых судей и с учетом федеративного устройства Российской Федерации, которое предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и наличие в субъектах Российской Федерации собственного законодательства, как это предусмотрено ст. ст. 5, 11, 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации, то компетенцию мировых судей логично было бы определить следующим образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного

правового регулирования".19

     Подобная  позиция практически неосуществима, поскольку возможности правового  регулирования субъекта в сфере, которая затрагивает судебную деятельность, значительно ограничены. Согласно Конституции РФ, большинство правоотношений, возникающих при рассмотрении подведомственных судам общей юрисдикции дел, подпадают либо под предметы исключительного ведения РФ (уголовное, гражданское законодательство; регулирование прав и свобод человека и гражданина и т.д. - ст. 71), либо под предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (административное законодательство и т.п. - ст. 72). Изложенное показывает, что субъекты Федерации обладают ограниченными полномочиями в области формирования административного законодательства. Поэтому мировые судьи полномочны рассматривать гражданские, уголовные, административные дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, а также дела, вытекающие из административных правоотношений, рассмотрение которых отнесено к ведению мировых судей органами субъекта РФ (при условии соблюдения правил подведомственности и подсудности административных дел, установленных федеральным законодательством).

     В результате компетенция мировых  судей была определена достаточно произвольно, с учетом значимости передаваемых на их рассмотрение дел. Так, к подсудности мировых судей отнесено разрешение малозначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Далеко не все из категорий дел, отнесенных к компетенции мирового судьи, отвечают указанному признаку малозначительности. К примеру, в компетенцию мирового судьи входят дела об административных правонарушениях, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, и дел, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 23.1 КоАП РФ).

     К компетенции мирового судьи относятся:

     - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;

     - дела о выдаче судебного приказа;

     - дела, вытекающие из брачно-семейных отношений, как-то дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, и т.п.;

     - дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом;

     - дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

     - дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

     Подытожив вышесказанное, проанализировав нормы  Закона "О мировых судьях в  Российской Федерации", ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, можно определить следующие  черты, характеризующие институт мирового судьи.

     Первое. Мировой судья является судьей субъекта РФ. Порядок избрания на должность, срок полномочий, компетенция мирового судьи, создание и упразднение должностей судей устанавливаются законодательством субъекта РФ.

     Второе. На мировых судей и членов их семей  распространяются гарантии независимости  судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные законодательством для судей РФ.

     Третье. К ведению мирового судьи отнесены дела малозначительного характера. Мировой судья выполняет только функции рассмотрения дела в первой инстанции, т.е. обладает ограниченной юрисдикцией.

     Четвертое. Мировой судья выполняет свои обязанности на профессиональной основе (требуется наличие высшего образования, пятилетнего стажа работы по юридической  специальности).

     Пятое. Правосудие мировым судьей осуществляется только единолично и с использованием отдельных упрощенных юридических процедур, сокращенных сроков судопроизводства, широким использованием примирительных процедур сторон.

     Шестое. Решения мирового судьи пересматриваются в апелляционном порядке районным судом общей юрисдикции 20.

       В соответствии со ст. 4 Закона  РФ "О мировых судьях в Российской  Федерации" мировые судьи осуществляют  свою деятельность в судебных  участках, специально учрежденных  федеральным законодательством,  из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

     Вступившие  в силу постановления мировых  судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными  для всех без исключения федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2.3. Районный (городской) суд

 

     Районный  суд является базовым звеном судебной системы, рассматривающим основное количество дел по первой инстанции. В порядке ст. 24 ГПК РФ, ст. 31 УПК  РФ к компетенции районного суда относится разрешение всех споров, не возложенных законом на верховные суды общей юрисдикции субъектов РФ, на Верховный Суд РФ, мирового судью, на систему военных судов и специализированные суды (в случае их регламентации федеральным законодательством).

     Вынесенные  судебные акты по гражданским, административным делам районный суд полномочен пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам при наличии соответствующих оснований, предусмотренных в гл. 42 ГПК РФ.

     Районный  суд выступает апелляционным  судом (судом второй инстанции) для  судебных актов, принятых мировым судьей.

     О сути апелляции нами рассказывается в п. 3 комментария к ст. 19 настоящего Закона.

     Так как районный суд относится к  федеральным судам общей юрисдикции, его полномочия определяются федеральным  законодательством и не подлежат "уточнению" законодательством субъекта РФ.

2.3.Военные  суды

 

       Основополагающие принципы устройства  и деятельности военных судов  детально изложенны в Федеральном  конституционном законе от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах  Российской Федерации".

     Закон о военных судах предусматривает систему и полномочия военных судов, а также полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам.

     Необходимо  отметить, что Закон о военных  судах РФ в значительной мере сузил  круг уголовных дел, подсудных военным судам. К примеру, раньше согласно ст. 11 Положения о военных трибуналах (утверждено Законом СССР от 25 декабря 1958 г. (в ред. от 25 июня 1980 г., с изм. от 1 апреля 1999 г.)) к подсудности таких судов (трибуналов) были отнесены дела о шпионаже. В настоящее время такие дела подлежат рассмотрению в системе судов общей юрисдикции в соответствии с УПК РФ.

     Сузив компетенцию военных судов в  части подведомственности им дел  уголовного характера, законодатель одновременно существенно расширил полномочия военных судов за счет предоставления им права рассматривать гражданские дела и дела, возникающие из административных правоотношений.

     В соответствии с правилами ст. 8 Закона о военных судах в систему  военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

     В силу ст. 21 указанного Закона гарнизонный  военный суд образуется в составе  председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируется один или  несколько военных гарнизонов.

     Территориальный принцип деятельности военных судов не связан напрямую с военно-административным делением Российской Федерации. Так, территория, на которой действует гарнизонный суд, может не соответствовать территории гарнизона, тогда как иные суды общей юрисдикции действуют в пределах соответствующих границ административно-территориального деления Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 22 Закона "О военных  судах Российской Федерации" гарнизонный  военный суд рассматривает в  первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении принятых им и вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений.

     Гарнизонный военный суд состоит из председателя, заместителей председателя, судей. Гарнизонный  военный суд принимает решения  об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении  прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

     Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружных (флотских) военных судах может  быть предусмотрено образование президиума, а также судебных коллегий и составов. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Он рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции; вопросы организации работы и координации работы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателя суда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет численность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда.

     В соответствии со ст. 14 Закона "О военных  судах Российской Федерации" окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Окружной суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Информация о работе Процедурное положение отдельных видов судов общей юрисдикции