Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:12, научная работа

Описание

Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

Содержание

Предисловие
5
Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1. Характеристика первобытного общества
7
1.2. Структура первобытного общества
15
1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе
16
1.4. Вождество как предгосударственная форма власти
23
1.5. Предпосылки возникновения государства
29
1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную
34
1.7. Основные составляющие звенья государства
40
1.8. Способы (пути) образования государства
41
Глава 2. Теории происхождения государства
2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права
46
2.2. Ирригационная теория
47
2.3. Патриархальная теория
48
2.4. Теологическая теория
51
2.5. Теория насилия
53
2.6. Расовая теория
58
2.7. Инцестная (половая) теория
61
2.8. Спортивная теория
63
2.9. Патримониальная теория
66
2.10. Органическая теория
68
2.11. Экономическая теория
70
2.12. Классовая теория
72
2.13. Психологическая теория
78
2.14. Договорная теория
81
2.15. Диффузионная теория
88
2.16. Теория специализации
92
Глава 3. Российская цивилизация
3.1. Славяне в догосударственную эпоху
100
3.2. Периодизация истории Российской цивилизации
102
3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций
105
Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика
111
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии
114
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян
116
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства
118
4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства
123
4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства
126
4.7. Политическая специализация на российских просторах
129
4.8. Характеристика Империи Рюриковичей
132
4.9. Расцвет Древнерусского государства
138
4.10. Упадок и распад Древней Руси
140
Глава 5. Возникновение Российского государства
5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства
146
5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства
149
5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности
153
5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства
157
5.5. Экономический фактор как основа прочности государства
163
5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского государства
166
5.7. Первый российский государь
172
Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Глава 6. Социальные нормы первобытного общества
6.1. Саморегуляция как признак человечества
176
6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества
180
6.3. Ритуалы
184
6.4. Обряды
187
6.5. Мифы
191
6.6. Обычаи
194
6.7. Религиозные нормы
197
6.8. Моральные нормы
203
6.9. Нормы этикета
206
6.10. Мононормы: вымысел или реальность?
209
Глава 7. Детство права — архаичное право
7.1. Стадии развития права
211
7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права
214
7.3. Особенности (черты) архаичного права
216
7.4. Достоинства архаичного права
228
Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)
8.1. Понятие и виды корпораций
230
8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе
236
8.3. Феодальное (поместное) право
239
8.4. Материальное (крепостное) право
244
8.5. Городское (полицейское) право
250
8.6. Торговое (купеческое) право
259
8.7. Гильдейское (цеховое) право
268
8.8. Каноническое (церковное) право
273
8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как протоправо
286
Глава 9. Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву
291
9.2. Характеристика развитого права
296
9.3. Структура развитого права
304
Глава 10. Теории происхождения права
10.1. Примирительная теория
308
10.2. Регулятивная теория
310
10.3. Теологическая (божественная) теория
313
10.4. Теория естественного права
315
10.5. Историческая теория
317
10.6. Классовая теория
320
10.7. Теория специализации
322
Заключение
325

Работа состоит из  1 файл

Кашанина.docx

— 245.16 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

5

Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Возникновение государства  как объективный исторический процесс

1.1. Характеристика первобытного общества

7

1.2. Структура первобытного общества

15

1.3. Власть и органы управления  в первобытном обществе

16

1.4. Вождество как предгосударственная форма власти

23

1.5. Предпосылки возникновения государства

29

1.6. Трансформация власти вождей  во власть государственную

34

1.7. Основные составляющие звенья  государства

40

1.8. Способы (пути) образования государства

41

Глава 2. Теории происхождения  государства

2.1. Причины многообразия теорий  о происхождении государства  и права

46

2.2. Ирригационная теория

47

2.3. Патриархальная теория

48

2.4. Теологическая теория

51

2.5. Теория насилия

53

2.6. Расовая теория

58

2.7. Инцестная (половая) теория

61

2.8. Спортивная теория

63

2.9. Патримониальная теория

66

2.10. Органическая теория

68

2.11. Экономическая теория

70

2.12. Классовая теория

72

2.13. Психологическая теория

78

2.14. Договорная теория

81

2.15. Диффузионная теория

88

2.16. Теория специализации

92

Глава 3. Российская цивилизация

3.1. Славяне в догосударственную эпоху

100

3.2. Периодизация истории Российской  цивилизации

102

3.3. Российская цивилизация в сообществе  мировых цивилизаций

105

Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката

4.1. Славянские племена до призвания  Рюрика

111

4.2. Призвание варягов или диффузия  государственности из Скандинавии

114

4.3. Диффузия диффузии или образование  государственности у полян

116

4.4. Фактор насилия в образовании  Древнерусского государства

118

4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор  в происхождении Древнерусского  государства

123

4.6. Патримониальный фактор в процессе  создания Древнерусского государства 

126

4.7. Политическая специализация на  российских просторах

129

4.8. Характеристика Империи Рюриковичей

132

4.9. Расцвет Древнерусского государства

138

4.10. Упадок и распад Древней Руси

140

Глава 5. Возникновение Российского  государства

5.1. Российская цивилизация после  распада Древнерусского государства

146

5.2. Фактор насилия в образовании  Российского государства

149

5.3. Диффузия как непременный атрибут  российской государственности

153

5.4. Патримониальный фактор в создании  Российского государства

157

5.5. Экономический фактор как основа  прочности государства

163

5.6. Теория специализации как концепция,  объясняющая образование Российского  государства

166

5.7. Первый российский государь

172

Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ПРАВА

Глава 6. Социальные нормы  первобытного общества

6.1. Саморегуляция как признак человечества

176

6.2. Понятие и виды социальных  норм первобытного общества

180

6.3. Ритуалы

184

6.4. Обряды

187

6.5. Мифы

191

6.6. Обычаи

194

6.7. Религиозные нормы

197

6.8. Моральные нормы

203

6.9. Нормы этикета

206

6.10. Мононормы: вымысел или реальность?

209

Глава 7. Детство права  — архаичное право

7.1. Стадии развития права

211

7.2. Время появления первых письменных  источников архаичного права

214

7.3. Особенности (черты) архаичного  права

216

7.4. Достоинства архаичного права

228

Глава 8. Юность права —  сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

8.1. Понятие и виды корпораций

230

8.2. Сословные, или корпоративные,  нормативные системы в традиционном  обществе

236

8.3. Феодальное (поместное) право

239

8.4. Материальное (крепостное) право

244

8.5. Городское (полицейское) право

250

8.6. Торговое (купеческое) право

259

8.7. Гильдейское (цеховое) право

268

8.8. Каноническое (церковное) право

273

8.9. Сословное, или корпоративное,  право (право отдельных слоев  общества) как протоправо

286

Глава 9. Зрелость права —  развитое (общегосударственное) право

9.1. Королевское (общее, имперское)  право как этап перехода к  развитому праву

291

9.2. Характеристика развитого права

296

9.3. Структура развитого права

304

Глава 10. Теории происхождения  права

10.1. Примирительная теория

308

10.2. Регулятивная теория

310

10.3. Теологическая (божественная) теория

313

10.4. Теория естественного права

315

10.5. Историческая теория

317

10.6. Классовая теория

320

10.7. Теория специализации

322

Заключение

325


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования  в нашей стране марксистско-ленинской  идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом  в его работе "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и  полагается, обнаружился плюрализм  мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Многие  из них настолько свыклись с теорией  происхождения государства и  права, разработанной, как указывает  в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях "уши" Маркса и Энгельса все  равно торчали.

Другие  ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений  классиков, в том числе и поданному  вопросу, а то и позицию оголтелой  критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

Третьи  оказались хитрее. Вопрос о происхождении  государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения  государства и права, созданных  на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно  предоставляли читателю право выбора.

Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в  определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство  которых, не зная досконально специфику  таких явлений, как государство  и право (и это нельзя им поставить  в упрек), представляют процесс образования  государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями

5

и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

На  мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т.д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

6

Чтобы основать совершенное  государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

А. Шопенгауэр

РАЗДЕЛ I

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА  КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Характеристика первобытного  общества

Периодизация  первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был  самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась  эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет  назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

7

О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

Первобытнообщинный строй  делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются  ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство1.

Рассмотрим жизнь первобытных  людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив  третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления  первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20-30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

8

Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300-400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и  растениях, о явлениях окружающего  мира постепенно повышало эффективность  охоты и собирательства. Человек  в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать  все больше и больше. Охотники и  собиратели оказались настолько  приспособленными к жизни в тех  условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго  до того, как их отдаленные потомки  бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

И все же первобытным людям  приходилось часто и подолгу  жить впроголодь. Ведь охота - дело ненадежное. Человек ел почти все - в пищу употреблялись  птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но прокормиться было нелегко. Накопившийся опыт показывал, что гораздо выгоднее охотиться не на все подряд, что  может найтись в ближайшей  округе, а осваивать специализированную охоту. Это, конечно, не значит, что человек пренебрегал "попадавшимися под руку" другими видами животных. Но специализация еще много тысяч лет назад позволяла лучше отработать приемы, усовершенствовать оружие, найти лучшие способы использования добычи. Правда, специализация охоты иногда вела и к печальным последствиям. В исчезновении мамонта, пещерного медведя и некоторых других животных, по мнению отдельных ученых, сыграли свою роль и древние охотники.

Жизнь первобытных людей  была очень тяжелой. Средства пропитания, несмотря на приобретаемые постепенно навыки, были очень скудными. Мужчины  выходили на охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или камнем. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Именно таким образом чаще всего представляют жизнь первобытных людей ученые историки, не забывая подчеркнуть при этом биологическое ( в зависимости от пола) разделение труда. Однако, думается, эта картина справедлива по отношению к более позднему этапу жизни людей. Вряд ли первым человеческим коллективам был присущ столь организованный характер. Основное содержание стадии становления первобытного общества - преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных

9

обезьян, а вместе с тем  и завершение биологического развития самого человека.

Условия жизни в тот  далекий период определяли специализацию племен в целом: одни племена (в основном жившие в северных широтах или в местностях с засушливым климатом) средством пропитания вынуждены были избирать охоту, в районах же с благодатным климатом собирательство служило основным источником пропитания. Первые шаги специализации могли быть бессознательными и направлялись естественным отбором. Разные популяции уже тогда специализировались в разных направлениях, и этот процесс шел параллельно. В частности, в саванне объектом охоты были гиппопотамы, дикие быки, антилопы, слоны, а на севере - лошади, кабаны, зубры, пещерные медведи. В процессе охоты использовался загонный способ. Пугали животных шумом, камнями и др. Охота была наиболее эффективным источником пропитания. Мясо содержало важнейшие для человеческого организма вещества, ускоряло рост и повышало жизнедеятельность человека.

Охота сплачивала людей, способствовала усложнению их взаимоотношений, появлению  между ними сотрудничества и совершенствованию языка. Сначала развивался язык жестов (кинетическая речь), потом звуковая речь вытеснила ее. Звуковая речь начиналась с вокализации звуков, выражающих ярость, гнев, страх и т.д. Раньше всего стали осознаваться действия и возникать глагольная номинация, потом предметная (объектная), лишь гораздо позднее появилась рабочая часть языка.

Жилищем служили навесы, пещеры, гроты и другие укрытия. Однако совершенно неверно представление некоторых исследователей истории первобытного общества о том, что люди первоначально жили на деревьях. Опровергается это мнение анатомическим строением человека. На деревьях они могли строить укрытия для жилья.

Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой. Человеку же, проживающему в жарком климате, она была и не нужна.

В отличие от животных люди постепенно научились добывать огонь. Костер, разведенный посреди пещеры, собирал семью после трудной охоты: около него грелись, на огне приготовляли пищу.

Очень примитивными были орудия труда, которыми располагал человек. Это были острые и крепкие кости животных и рыб, рога большого оленя, остроконечные камни. Самым простым способом первобытный человек пытался и сам обработать камни, например,

10

путем многочисленных ударов о край камня другим камнем, стремясь таким образом камень заострить, чтобы использовать его в дальнейшем для более сильного воздействия на другие предметы. Получалось нечто подобное топору, ножу, скребку. Эти орудия были более эффективными.

Период зрелости первобытного общества (эпоха родовой  общины). Прошло много веков. Постепенно возросла техническая вооруженность людей. В выделке камня человек достиг большого мастерства. Однако теперь в его руках был не только обработанный камень. Он стал пользоваться копьем, гарпуном, крючком. Человек освоил такие трудовые операции, как шлифование, пиление, сверление. Он уже мог изготовить мотыгу, лодку, сеть, лук для охоты, топор.

Информация о работе Происхождение государства и права