Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:12, научная работа

Описание

Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

Содержание

Предисловие
5
Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1. Характеристика первобытного общества
7
1.2. Структура первобытного общества
15
1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе
16
1.4. Вождество как предгосударственная форма власти
23
1.5. Предпосылки возникновения государства
29
1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную
34
1.7. Основные составляющие звенья государства
40
1.8. Способы (пути) образования государства
41
Глава 2. Теории происхождения государства
2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права
46
2.2. Ирригационная теория
47
2.3. Патриархальная теория
48
2.4. Теологическая теория
51
2.5. Теория насилия
53
2.6. Расовая теория
58
2.7. Инцестная (половая) теория
61
2.8. Спортивная теория
63
2.9. Патримониальная теория
66
2.10. Органическая теория
68
2.11. Экономическая теория
70
2.12. Классовая теория
72
2.13. Психологическая теория
78
2.14. Договорная теория
81
2.15. Диффузионная теория
88
2.16. Теория специализации
92
Глава 3. Российская цивилизация
3.1. Славяне в догосударственную эпоху
100
3.2. Периодизация истории Российской цивилизации
102
3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций
105
Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика
111
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии
114
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян
116
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства
118
4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства
123
4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства
126
4.7. Политическая специализация на российских просторах
129
4.8. Характеристика Империи Рюриковичей
132
4.9. Расцвет Древнерусского государства
138
4.10. Упадок и распад Древней Руси
140
Глава 5. Возникновение Российского государства
5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства
146
5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства
149
5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности
153
5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства
157
5.5. Экономический фактор как основа прочности государства
163
5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского государства
166
5.7. Первый российский государь
172
Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Глава 6. Социальные нормы первобытного общества
6.1. Саморегуляция как признак человечества
176
6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества
180
6.3. Ритуалы
184
6.4. Обряды
187
6.5. Мифы
191
6.6. Обычаи
194
6.7. Религиозные нормы
197
6.8. Моральные нормы
203
6.9. Нормы этикета
206
6.10. Мононормы: вымысел или реальность?
209
Глава 7. Детство права — архаичное право
7.1. Стадии развития права
211
7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права
214
7.3. Особенности (черты) архаичного права
216
7.4. Достоинства архаичного права
228
Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)
8.1. Понятие и виды корпораций
230
8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе
236
8.3. Феодальное (поместное) право
239
8.4. Материальное (крепостное) право
244
8.5. Городское (полицейское) право
250
8.6. Торговое (купеческое) право
259
8.7. Гильдейское (цеховое) право
268
8.8. Каноническое (церковное) право
273
8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как протоправо
286
Глава 9. Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву
291
9.2. Характеристика развитого права
296
9.3. Структура развитого права
304
Глава 10. Теории происхождения права
10.1. Примирительная теория
308
10.2. Регулятивная теория
310
10.3. Теологическая (божественная) теория
313
10.4. Теория естественного права
315
10.5. Историческая теория
317
10.6. Классовая теория
320
10.7. Теория специализации
322
Заключение
325

Работа состоит из  1 файл

Кашанина.docx

— 245.16 Кб (Скачать документ)

63

он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость  ее тренировки. С возникновением религиозных  верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта  привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению физического  воспитания. Это облегчало первобытным  людям ведение тяжелой борьбы за свое существование. Наряду с земледелием  и скотоводством в этих условиях все большую роль выполняет военная  организация племен. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию  подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов  существовал своеобразный обряд  с педагогической направленностью - инициации (посвящения), который использовался  при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в  род или племя и т.д. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, участвовали в охоте  и др. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы и пр.). К инициациям молодежь готовили специально выделенные старшие  члены рода, которые имели большую  физическую силу и опыт обучения, а  также опыт проведения таких испытаний. Так создавалась организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые следили за правильностью проведения инициации. Возможно, что существовали специальные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испытания. (И кто попробует возразить, что это - не спорт или не его зарождение?) Появившаяся специальная организация со своей структурой, где каждый ее член имел свои функции, в последующем расширила свою компетенцию и явилась прообразом государства.

Спорт связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними племенами, а  также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части  населения. Случалось, что племена  лишались большей части мужчин, что  грозило им вымиранием. Для того чтобы этого не случалось, старейшины приглашали других мужчин из других племен и между ними устраивали состязания. Победивших в них мужчин оставляли  и делали полноправными членами  рода. Так восстанавливался нужный баланс между мужчинами и женщинами  в роде. И опять для 

64

проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями  государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и  других общественных функций.

Таким образом, родовая и  военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей  в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепенно рядовые члены  племени все больше отстраняются от участия в общественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый  физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Общество дифференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему физического  воспитания в Спарте, с помощью  которой была создана сильная  армия, позволившая утвердить гегемонию  в Греции. Олимпийские игры стоят  в том же ряду: они способствовали объединению греческих полисов  и образованию единого Греческого государства. Для их проведения требовались  структуры, намного превосходящие  по количеству людей, занятых в них, органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были созданы  именно такие структуры, которые  впоследствии переросли в органы государства.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Напротив, она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция проведения которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо подчеркивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр - это люди почтенного возраста, имевшие большой жизненный опыт, отличавшиеся мудростью. С позиций прожитых лет они и оценивали состязания. Здесь вполне допустима ассоциация с вождями - организаторами жизни людей в протогосударственном образовании, которые тоже были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осуществления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных норм. Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведения спортивных состязаний, правила оценки результатов соревнований. Кстати, резонно поэтому

65

считать эти правила зачатками  права, и в частности судебных прецедентов, законов, которые всегда есть творение государственной власти.

И все же... Греция - не единственный регион, где возникла государственность. В других же частях земли мы не наблюдаем  столь масштабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя инициации  встречаются повсеместно. Поэтому  данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара. Это, во-первых.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процессов  образования государства. Это результат  того, что ее сторонники берут для  рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни  человечества - воспроизведение самого человека. Но, как известно, более важное значение имеет материальное производство. Именно здесь произошел прорыв человека, выведший его на совершенно новый круг бытия и оторвавший от мира животных. Материальные условия жизни людей авторы данной теории оставляют за скобками.

Таким образом, спортивная теория имеет право быть, поскольку иллюстрирует один из немаловажных фрагментов жизни  человечества, но не подходит на роль всеобъемлющей.

66

 

1Ортега-И-Гасет (1883-1955) - испанский философ и публицист. Соч. "Восстание масс", "История как система".

2.9. Патримониальная теория

Автором ее является Галлер1.

Суть теории. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

66

В первобытном обществе земля  принадлежала общине, племени в целом  и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно им передается распоряжение землей). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется  государь (король, царь и т.п.). Именно из права владения землей власть автоматически  распространяется и на проживающих на ней людей.

Право собственности на землю  является первоосновой господства над  территорией и ее людским субстратом. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Государь в свою очередь передает, дарует, жалует землю  своим подвластным. Подобным образом  образует феодальный сюзеренитет.

Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необходимые  расходы государства долгое время  производились только за счет частных  средств государя. Налоговое обложение  рассматривалось не как государственная  обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг. Сами же должности  составляли частное состояние, продавались, как и вся собственность. Военная  служба не считалась повинностью, а  основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.

Оценка теории. Нельзя отказать представителям этой теории в логичности, причем такой, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

Вместе с тем невооруженным  глазом видна ее идеологическая направленность: ее автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать "собственное право" (Галлер жил в XIX в. в реакционное время после французской революции, которая до основания сотрясла основы феодального строя, и надеялся на то, что еще хоть что-то можно сделать для его восстановления). Озабоченный этим, он проигнорировал многие исторические события, такие как, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель, а также иного насильственного их захвата (вспомним "огораживание" в Англии). Можно упрекнуть автора и в том, что он упустил из виду и еще один момент: посягательство на территорию-явление, которое является скорее правилом, а не исключением. Все это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то ее некому охранять. Государство возникает

67

не когда территория объявляется  чьей-то собственностью, а тогда, когда  реально осуществляется ее защита, что можно эффективно сделать, если уже имеется соответствующий  государственный механизм.

68

 

1Галлер (1768-1854) - французский ученый. Соч. "Реставрация политической науки".

2.10. Органическая теория

Наиболее видный представитель  данной теории и по существу ее создатель - Г. Спенсер1.

Суть теории. Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Однако представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и отдельными сторонами человеческой души. Ему вторил Аристотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изолированно существовать не может. Для иллюстрации выдвигаемых положений он приводил такой пример: руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, также и человек не может существовать без государства.

Г. Спенсер, имевший обширные познания в области биологии, психологии, этнографии, истории, развил эту идею и представил по этому вопросу  теорию в завершенном и аргументированном  виде. Он рассматривал общество как  своеобразный организм, развивающийся  по общему закону эволюции. "Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной  однородности, сопровождающий рассеяние  движения и интеграцию материи". Появление общества, а затем и  государства - это результат такой  эволюции.

Сравнивая общество с биологическим  организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются  некоторые закономерности, присущие организмам, например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни процессы роста и усложнения структуры и функций, связанности ее

68

отдельных частей, их дифференциации он представил как процесс постепенного объединения различных мелких образований  человеческого общества в более  крупные и сложные и дал  им наименование "агрегаты". Этим названием охватывались такие образования, как племя, союз племен, города-государства, империи. Если организм здоровый, то его клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его части, и, наоборот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффективность функционирования всего организма.

Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен - социально-классовую дифференциацию, специализацию в виде разделения труда, образования органов политической власти.

В государстве - "живом  теле" все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство  выполняет функции мозга (это  он называл регулирующей системой в  общественном организме), используя, в  частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это - система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная "распределительная система" или  своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние  функции, т.е. обеспечивают оборону.

Государство возникает и  развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Поначалу основными  обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его  функции расширяются и задачей  государственной власти становится обеспечение благополучия всего  общества, служение ему, а не наоборот.

Оценка теории. В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, которые совершили биологические науки во второй половине XIX в. Сейчас же наши знания об окружающем мире стали куда обширнее, и число сторонников Спенсера невелико. Вместе с тем надо отметить, что его мысль о том, что биологическим и социальным системам присущи некоторые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя спорить с тем, что законы социальной жизни предопределяются законами естественными хотя бы потому, что

Информация о работе Происхождение государства и права