Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Естественно, что еще в глубокой древности человек стал задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Содержание

Введение
Раздел I Догосударственные образования:
Первобытное общество, власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления;
2 Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности, государства.
Раздел II Закономерности возникновения и развития государства:
Возникновение и развитие города – государства;
Государство – социальный институт, обеспечивающий производящую экономику;
Многообразие форм возникновения государства;
Государство – как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества;
2.5 Неравномерность развития государственности у разных народов.
Раздел III Обзор теорий происхождения государства:
3.1 Патриархальная теория происхождения государства;
Теологическая теория происхождения государства;
Договорная теория происхождения государства;
Теория насилия по вопросу происхождения государства;
Органическая теория происхождения государства;
Расовая теория происхождения государства;
Неолитическая теория происхождения государства;
Психологическая теория происхождения государства;
Материалистическая теория происхождения государства;
Ирригационная теория происхождения государства.
Заключение
Примечания
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

происхожд госуд.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Словом, раннеклассовые государства имели разветвленные  информационные системы, сложную социальную структуру, обеспечивали многие общесоциальные интересы.

Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных  работников»-жрецы, писцы, держатели  «кипу»- у инков( «кипу»-специальное  веревочное письмо). Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции. Иные сферы деятельности первичного государства также были направлены на обеспечение производящей экономике.

Таким образом, возникающее первичное государство, как социальный институт, обслуживает  и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ. 
 

2.3 Многообразие форм  возникновения государства:

 Процесс  формирования государства в различных  странах шел по –разному. Ф.  Энгельс в своей работе «Происхождение  семьи, частной собственности  и государства» выделяет три  основных формы возникновения  государства: афинскую, древнеримскую  и древнегерманскую.

Афины –  это самая чистая, классическая форма  возникновения государства, поскольку  вырастает непосредственно из классовых  противоположностей, развивающихся  внутри родового строя. Этапное значение в этом процессе имели реформы  Тезея, Солона, Клисфена.  Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса : эвпатридов(благородных), и демиургов(ремесленников), геоморов(земледельцев). Благородные при этом  наделялись исключительным правом замещения должностей. Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз(размер и доходность землевладения).Управленческие должности  могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто  самоуправляющихся общин  – округов(демов), во главе которых  стояли старейшины(демархи).

Формированию  государства древних римлян  способствовала  борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства древних германцев  ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления  которой органы  власти  родового строя не были  приспособлены. В тех исторических условиях  нельзя  было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно необходима становится иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов(разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных  народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали  существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само  стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

 В этих  странах основным условием выживания  родоплеменных общин было скоординированное  выполнение ими грандиозных ирригационных  и иных общественных работ.  Межобщинные органы управления  этими работами, общинные администраторы  и составили основу складывающегося аппарата государственной власти.

 Своеобразие  факторов, обусловивших возникновение  государства, сказалось на формальных  и топологических особенностях  появившихся государств. Это и  доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первичные города –государства Месопотамии, Месоамерики и Горного Перу, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, островов Эгейского моря и Аппелин, и феодальные государства Западной и Восточной Европы.  Таким образом, возникновение различных форм государства занимает определенный этап в развитие государственности и,  при этом, каждой форме государства присущи своеобразные черты , отличающие их друг от друга.    

2.4. Государство –  как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества:

 В отличие  от социальной организации первобытнообщинного  строя раннеклассовое общество  получило в форме государства  новое политическое, структурное  и территориальное образование.

Политическое  потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани- словом, стало заниматься политикой. Например, политическими становятся отношения между городами – государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов – государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их  в многонаселенные и значительные по своим территориям империи. Если в первобытном обществе социальная организация имела дело с  относительно малыми группами( исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.

 Государство  стало и новой структурной  организацией общества, так как  выделился из общества особый  слой людей, основным занятием  которых стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил структурное образование – аппарат государства, первичную бюрократию, которая возникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Другое дело, что в конкретной исторической обстановке бюрократия, так же как и иные социальные группы, может захватывать государство, т. е. использовать его в своих  интересах, стать самостоятельной социальной силой, работать на себя , быть паразитирующим слоем общества.

Аппарат государства имеет уже с самого начала  разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.

   Для  выполнения своих функций этот  особый слой людей – аппарат  государства – наделяется властью,  т.е. возможностью с помощью  принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечить осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

   Однако  не следует преувеличивать роль  принуждения и специальных органов  в функционировании раннеклассового  государства. Основными в нем были все же органы, ориентированные на выполнение общесоциальных функции, управление новой трудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества, на обеспечение необходимого религиозного поведения.

    Эта нормальная деятельность раннеклассового общества осуществляется в основном добровольно, хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог быть задействован в отношении тех, кто откланяется от социально установившегося, социально регламентированного поведения.

    Необходимое поведение обеспечивалось также ранними формами религиозных воззрений и культовой практикой, вплоть до того, что в некоторых обществах были распространены жертвоприношения, в том числе, впрочем, весьма редко, человеческие. Жертвы приносились , чтобы обеспечить, как считалось, благосклонность верховных религиозных существ , их поддержку, и по сути были направлены на то, чтобы обеспечить благоденствие всего общества.

   Наконец,  в отличие от первобытного  общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную на родстве, организацию – совокупность семейных общин      (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

   Дворцы, храмы, иные здания для коллективных  празднеств, выполнения обрядов,  строения для производства работ,  сельскохозяйственные угодья, рудники  и т.п. – все это сооружалось  на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства.

  Отныне  и аппарат государства ориентировался  не только на управление теми  или иными группами, но и на  управление территориями. Территориальная  организация государства имела  разные формы  в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению с первичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.

   Территория  становилась неотъемлемым атрибутом,  собственностью государства, и  многие войны в 3-2 тыс. до  н.э., т.е. в то время, когда  возникают первичные, раннеклассовые  государства, велись ради приобретения территорий или  их защиты.

  Таким  образом, из анализа новой,  государственной формы организации  общества можно сделать вывод,  что признаками

государства, отличающими его от социальной организации  первобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь ( в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов. К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определенных прав и обязанностей личности, охраняемых государством. В совокупности эти признаки характеризуют государство, т. е. их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество – государственно организованно. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор ( например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством.             

    1. Неравномерность развития государственности  у разных народов:

  С происхождением государства  связана еще одна очень важная особенность общественного развития, которую  следует учитывать  при познании государства.

 Речь  идет о неравномерности  общественного  развития , то есть  разновременности  прохождения различными отрядами  человечества определенных исторических этапов, о влиянии на этот процесс не только объективных, но и субъективных факторов, что является одной из самых фундаментальных закономерностей. Эта закономерность ведет и к разновременному возникновению государственности, то есть процессу появления и развития государства у разных народов. Эта возможность способствует и возникновению контактов между обществами, находящимися на разных этапах развития,  прежде всего между классовыми обществами и периферией.  К ним относятся торговля, военные, культурные, технологические контакты. Сюда же включаются и государственные заимствования. Но они лишь тогда выполняют свою роль, когда могут быть адаптированы обществом, когда общество уже подготовлено  к восприятию тех или иных государственных заимствований и в них заинтересованы определенные социальные силы.

В этой связи  в современной теории государства  выдвигается и концепция первичных, вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государство  складывается там, где существовали условия для сравнительно  быстрого роста общественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства. В таких зонах складывались  центры классообразования и государственного образования, в дальнейшем распространявшие свои влияние, а с ним и отношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества. В таких обществах возникали уже вторичные государства. Процесс этот имел важное значение, так как появление в каком – либо центре нового типа государства, например буржуазного или социалистического, также приводит к ускорению процессов становления аналогичных «вторичных» государств в обществах, окружающих этот центр. Государственные заимствования, которые, конечно же, не следует абсолютизировать, могут иметь  самое различное значение – от прогрессивного до регрессивного. Известны в настоящее время и такие регрессивные движения, как возвращение от государственности к первобытнообщинному строю и затем новое появление государства. Например, такой процесс имел место  в Греции. Здесь во 2 тыс. до н. Э. развилась яркая цивилизация бронзового века с очень сложной социальной структурой и высокоорганизованным государством. На рубеже 2 и 1 тыс. до н. Э., в период перехода от бронзового к железному веку, здесь происходит падение этих государств и возврат к первобытному строю. Только через несколько веков начинается  вновь процесс классообразования и формирования государства.

Информация о работе Происхождение государства