Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Естественно, что еще в глубокой древности человек стал задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Введение
Раздел I Догосударственные образования:
Первобытное общество, власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления;
2 Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности, государства.
Раздел II Закономерности возникновения и развития государства:
Возникновение и развитие города – государства;
Государство – социальный институт, обеспечивающий производящую экономику;
Многообразие форм возникновения государства;
Государство – как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества;
2.5 Неравномерность развития государственности у разных народов.
Раздел III Обзор теорий происхождения государства:
3.1 Патриархальная теория происхождения государства;
Теологическая теория происхождения государства;
Договорная теория происхождения государства;
Теория насилия по вопросу происхождения государства;
Органическая теория происхождения государства;
Расовая теория происхождения государства;
Неолитическая теория происхождения государства;
Психологическая теория происхождения государства;
Материалистическая теория происхождения государства;
Ирригационная теория происхождения государства.
Заключение
Примечания
Список использованной литературы
Словом, раннеклассовые
государства имели
Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных работников»-жрецы, писцы, держатели «кипу»- у инков( «кипу»-специальное веревочное письмо). Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции. Иные сферы деятельности первичного государства также были направлены на обеспечение производящей экономике.
Таким образом,
возникающее первичное
2.3 Многообразие форм возникновения государства:
Процесс
формирования государства в
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку вырастает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона, Клисфена. Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса : эвпатридов(благородных), и демиургов(ремесленников), геоморов(земледельцев). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения должностей. Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз(размер и доходность землевладения).Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.
Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин – округов(демов), во главе которых стояли старейшины(демархи).
Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.
Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В тех исторических условиях нельзя было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно необходима становится иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.
Степень
влияния различных факторов(
В этих
странах основным условием
Своеобразие
факторов, обусловивших возникновение
государства, сказалось на
2.4. Государство – как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества:
В отличие
от социальной организации
Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани- словом, стало заниматься политикой. Например, политическими становятся отношения между городами – государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов – государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи. Если в первобытном обществе социальная организация имела дело с относительно малыми группами( исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.
Государство стало и новой структурной организацией общества, так как выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил структурное образование – аппарат государства, первичную бюрократию, которая возникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Другое дело, что в конкретной исторической обстановке бюрократия, так же как и иные социальные группы, может захватывать государство, т. е. использовать его в своих интересах, стать самостоятельной социальной силой, работать на себя , быть паразитирующим слоем общества.
Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.
Для
выполнения своих функций этот
особый слой людей – аппарат
государства – наделяется
Однако
не следует преувеличивать
Эта нормальная деятельность раннеклассового общества осуществляется в основном добровольно, хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог быть задействован в отношении тех, кто откланяется от социально установившегося, социально регламентированного поведения.
Необходимое поведение обеспечивалось также ранними формами религиозных воззрений и культовой практикой, вплоть до того, что в некоторых обществах были распространены жертвоприношения, в том числе, впрочем, весьма редко, человеческие. Жертвы приносились , чтобы обеспечить, как считалось, благосклонность верховных религиозных существ , их поддержку, и по сути были направлены на то, чтобы обеспечить благоденствие всего общества.
Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную на родстве, организацию – совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.
Дворцы,
храмы, иные здания для
Отныне
и аппарат государства
Территория
становилась неотъемлемым
Таким
образом, из анализа новой,
государственной формы
государства,
отличающими его от социальной организации
первобытнообщинного строя, являются
единое территориальное пространство,
на котором осуществляется хозяйственная
жизнь ( в связи с чем некоторые ученые
добавляют к единому территориальному
пространству и единое экономическое
пространство); наличие особого слоя людей
– аппарата управления, выполняющих разнообразные
общесоциальные функции, но имеющих и
возможность осуществить в необходимых
условиях государственное принуждение,
осуществить публичную власть; единая
система налогов и финансов. К этим признакам
следует добавить и те, обязательность
которых также подтвердило дальнейшее
развитие государственности. Это единый
язык для общения на территории того или
иного государства. Это единая оборона
и внешняя политика, транспортная, информационная,
энергетическая системы; это, наконец,
наличие определенных прав и обязанностей
личности, охраняемых государством. В
совокупности эти признаки характеризуют
государство, т. е. их наличие в социальной
организации общества свидетельствует,
что это общество – государственно организованно.
Поэтому не может существовать государство,
не имеющее этих признаков или имеющее
их ограниченный набор ( например, оборону,
транспорт, энергетику). Такое социальное
образование не будет государством.
С происхождением государства связана еще одна очень важная особенность общественного развития, которую следует учитывать при познании государства.
Речь
идет о неравномерности
В этой связи
в современной теории государства
выдвигается и концепция