Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Естественно, что еще в глубокой древности человек стал задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Содержание

Введение
Раздел I Догосударственные образования:
Первобытное общество, власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления;
2 Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности, государства.
Раздел II Закономерности возникновения и развития государства:
Возникновение и развитие города – государства;
Государство – социальный институт, обеспечивающий производящую экономику;
Многообразие форм возникновения государства;
Государство – как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества;
2.5 Неравномерность развития государственности у разных народов.
Раздел III Обзор теорий происхождения государства:
3.1 Патриархальная теория происхождения государства;
Теологическая теория происхождения государства;
Договорная теория происхождения государства;
Теория насилия по вопросу происхождения государства;
Органическая теория происхождения государства;
Расовая теория происхождения государства;
Неолитическая теория происхождения государства;
Психологическая теория происхождения государства;
Материалистическая теория происхождения государства;
Ирригационная теория происхождения государства.
Заключение
Примечания
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

происхожд госуд.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

 Следовательно,  процесс появления государственности  в жизни тех или иных народов  нельзя считать прямолинейным,  знает он и возвратные движения, подвержен различным субъективным, в том числе и случайностным, воздействиям. А там, где условий  для организованной земледельческой  деятельности было мало, там и процесс возникновения государства был существенно затруднен. Например, аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, так и не стали на путь государственного развития. Отсутствие определенных растений для селекций, отсутствие  подходящих животных для одомашивания, отсутствие водных ресурсов  и другие географические условия не создавали условий для перехода коренного населения Австралии к производящему хозяйству. 

 Таким  образом, географический фактор  играл определяющую роль на  этапе неолитической революции  в том смысле, что для перехода  к производящей экономике необходимо было прежде всего наличие  подходящих растений и животных, а также климатических и других природных условий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел   Обзор теорий  происхождения государства.

  В мире всегда существовало и существует множество  различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них  отражает  или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства.

За время  существования науки были созданы  десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. 

    1. Патриархальная  теория происхождения  государства :

    Самой  древней теорией происхождения  государства является патриархальная  теория ( 3век до н. Э.) Эта теория  рассматривает  возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха. Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в 17 веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Сочинение Фильмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Фильмера обратили внимание на несуразность многих ее положений. Например, из теории  Фильмера следовало, что монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов. В настоящий момент патриархальная теория не пользуется популярностью, но она имеет и преимущества: ее авторы смогли уловить социальное расслоение, определить функции социальных групп, а также была предпринята попытка систематизации.

 

 3.2 Теологическая теория происхождения государства:

  Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает  и защищает тезис  «вся власть от бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая еще в древности ( Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств ( власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Следует также учитывать при оценке этой теории, что освещение власти божественным, а это имело место во многих первичных городах- государствах, придавало  власти и авторитет, и безусловную  обязательность. Не случайно, что эта  теория была весьма распространена в средние века ( ее представитель был средневековый мыслитель-Фома Аквинский). Теологическая теория, как и патриархальная была направлена на обоснование     неограниченной  власти монарха. Сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, рьяно ее отстаивали в начале 19 века. Получила она своеобразное развитие и в трудах современных ученых, которые, признавая рубежное значение неолитической революции, утверждали, что переход к производящей экономике, начавшейся 10-12 тыс. лет назад, имел божественное начало. При этом теологи отмечают, что, по их мнению, точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится еще в Библии. Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы,  действительно имевшие место в процессах становления государств (теократических).    

3.3  Договорная теория  происхождения государства:

 Значительной  теорией происхождения государства  является договорная теория, получившая  широкое распространение в 17-18 веках. В Голландии в 17 веке  сторонниками этой теории были  Гуго Гроций и Спиноза, в  Англии- Локк и Гоббс, во Франции  в 18 веке-Руссо, в России в 18-19 веке – революционный демократ А. Н. Радищев.

Основатели  этой теории считали, что государство  возникает в результате общественного  договора, государство- это результат  разумной воли народа, интеллектуальной деятельности людей. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство понимался как согласие между изолированными  до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. У народа и государства появляются взаимные права и обязанности, за невыполнение которых возникает ответственность. Договорная теория стала знаменем буржуазных революций 18 века, потому что (как считали ее авторы)  если государство перестает выполнять условия договора, то народ вправе его расторгнуть. Сторонники договорной теории  разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод  человека и гражданина.

Безусловно, теория общественного договора была крупным шагом вперед в познании государства, так как порывала  с религиозными представлениями  о происхождении государства  и государственной власти. Она  уловила некоторые реалии в  возникновении  отдельных государственных образований. Например, переход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общинникам, их собранию, избранному ими совету, военачальнику, вождю - к государству, где власть принадлежала уже государственным органам, царю, особому слою людей, выделившемуся для управления народом. Отражала  эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управлении городом, на защиту города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания. В то же время договорная теория грешит крупными недостатками, в том числе вневременным, абстрактным представлением о первобытном обществе, его состоянии. По мнению Гоббса, это первобытное состояние представляло собой войну всех против всех, а по мнению Локка, Руссо-золотой век всеобщего мира и благоденствия, свободы и равенства. Ныне наука располагает данными об ограниченности и схематичности, умозрительных как тех, так и других представлений. В договорной теории основная фигура-это абстрактный, изолированный человек, этакий Робинзон, который вступает в соглашении и образует государство. Но такого изолированного человека как субъекта исторического процесса создания государства, никогда не существовало. Человек выступал в различных социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, - которые и были реальными субъектами этого процесса.

 Однако  позитивные содержание договорной  теории происхождения государства  было столь значительным, как  подчеркивалось выше, что оно   и сейчас используется во многих  демократических либеральных движениях,  хотя, разумеется, и в новых современных  формах.     
 

    1. Теория  насилия по вопросу  происхождения государства:

  Одной  из распространенных на Западе  теорий происхождения государства  является теория насилия. Наиболее  видными ее сторонниками являются  немецкий философ  и экономист  Дюринг (1833-1921), австрийский  социолог  и  государствовед      

Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1938). Эта теория основой происхождения государства  полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для  закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

 «История  не представляет нам, -писал Л.  Гумплович в конце 19 века, - ни  одного примера, где бы государство  возникало не при помощи акта  насилия, а как-нибудь иначе.  Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».

 Таким  образом, сторонники теории насилия  утверждали, что первобытные племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, расовое, происхождение. Например, Каутский, который также склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия, считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило, кочевники- скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.

Как относиться к этой теории? Не трудно видеть, что  и она, улавливает отдельные явления  в образовании государства, преувеличивает их, придает им универсальный характер.

Действительно, завоевание одним народа другого  имели место, отражались и на социально- этнической структуре вновь возникающего общества. Однако это уже были вторичные  процессы, когда первичные, раннеклассовые государства уже существовали как города- государства, когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при котором были готовы воспринять государственно- организованные формы общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет вневременной,  абстрактный характер, соответствует представлениям и  уровню знаний 19- начала 20 века.

Вместе  с тем «завоевательный» фактор в  образовании государства отбрасывать  не следует, помня, однако, и о том , что история дает множество примеров поглощения, растворения побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные (войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, и либо разрушались, либо использовались победителями ( например, нападения германских племен на Рим)).  

    1. Органическая  теория происхождения  государства:

  Сущность органической теории заключается в том, что ее авторы пытались сопоставить государство с человеческим организмом, приходя к выводу, что человек не может существовать без государства. Общество и государство представляют единое целое- организм, поэтому их сущность можно понять изучая функции, строение организма. Все , что не ясно в строении государства, может быть объединено по аналогии законов анатомии и физиологии.   Философ Герберт Спенсер считает, что государство состоит из людей, как организм состоит из клеток, поэтому государство образуется одновременно со своими составными частями и существует до тех пор пока есть человек.

Государственная власть- это господство целого над  составными частями. Цель этого господства заключается в обеспечении благополучия всего народа.

Преимуществами  органической теории является то, что  государство рассматривалось как  рациональная система, оно представляет собой единое целое, где каждый класс, социальный слой может защищать свои интересы. Следует также отметить, что 

  разделение на классы не предвещает борьбы. Недостатки этой теории: она излишне схематична, в ней преувеличивается роль биологического фактора, а также не учитываются конкретные исторические факты. В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе. 

    1. Расовая теория происхождения  государства:

  Аналогично как и с органической теорией обстоит дело с расовой теорией, которая рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать и  «низшие », которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века- в период расцвета  колониализма, и в первой половине 20 века- в период появления в Европе фашизма. Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период также в ходе ведения «холодной» войны между капиталистическими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР.

Информация о работе Происхождение государства