Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Естественно, что еще в глубокой древности человек стал задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Содержание

Введение
Раздел I Догосударственные образования:
Первобытное общество, власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления;
2 Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности, государства.
Раздел II Закономерности возникновения и развития государства:
Возникновение и развитие города – государства;
Государство – социальный институт, обеспечивающий производящую экономику;
Многообразие форм возникновения государства;
Государство – как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового общества;
2.5 Неравномерность развития государственности у разных народов.
Раздел III Обзор теорий происхождения государства:
3.1 Патриархальная теория происхождения государства;
Теологическая теория происхождения государства;
Договорная теория происхождения государства;
Теория насилия по вопросу происхождения государства;
Органическая теория происхождения государства;
Расовая теория происхождения государства;
Неолитическая теория происхождения государства;
Психологическая теория происхождения государства;
Материалистическая теория происхождения государства;
Ирригационная теория происхождения государства.
Заключение
Примечания
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

происхожд госуд.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

После печально известной речи У. Черчилля в марте 1946 года в городе Фултоне(США), положившей начало «холодной» войне, в советской  прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело  развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей  к тому выводу, что немцы, как  единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира ».

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько  десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как  «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время. 

    1. Неолитическая теория происхождения  государства:

  Неолитическая теория  - это наиболее популярная и обоснованная теория. Одним из представителей этой теории является Венгеров А. Б. Смысл теории заключается в следующем: на основании данных археологии примерно в 7-3 тыс. до н. Э. происходит переход от присваивающей экономике к производящей.

( Подробно  неолитическая теория рассмотрена  в первом разделе)

    1. Психологическая теория происхождения государства:

  Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государтсвенности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением  подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия ( они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных  психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными ( активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

В качестве недостатка этой  теории выступает  психологический детерминизм.

Делая вывод  из  сказанного, следует отметить, что представители  психологической  теории полагали, что государство  и общество это результат психического развития человека.

    1. Материалистическая теория происхождения государства:

  Создателями материалистической теории является Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин. Смысл этой теории заключается в том, что государство есть результат экономического развития общества.

«Государство, - писал Ленин В.И., - есть продукт  и проявление непримиримости классовых  противоречий».

Государство возникает тогда, когда уровень  производительных сил позволяет  человечеству получить прибавочный  продукт, который присваивается отдельными социальными группировками, порождая тем самым имущественной неравенство. По мнению авторов теории, главная задача государства заключается  в поддержании  классового господства и защите их собственности. 

Применялось насилие по отношению к угнетенным.

 Как  положительный момент необходимо  отметить, что  классовая борьба  влияет на общественный прогресс, то есть государство может  видоизменяться. Ошибочным является  преувеличение роли классов в  создании государства, особенно  господствующего класса, о принудительных, насильственных формах первичных государств, придание рабовладельческому государству первичного уникального, типичного характера. Ошибочными являются многие утверждения о первобытном обществе, о происхождении и развитии семьи. Энгельс весьма вульгарно, схематически привязал развитие первобытного общества к «решающим орудиям», характеризующим, якобы главные эпохи: « лук и стрелы для дикости, железный меч для варварства, огнестрельное оружие для цивилизации». Но не развитие оружия привело к крупнейшей в истории человечества неолитической революции, а, как было показано выше, всеобъемлющий, главным образом экологический кризис, затронувший все стороны жизни первобытного общества.

Также попытка  Энгельса представить развитие семьи  в связи  с появлением частной собственности как процесс, идущий  от матриархата к патриархату, оказалась ошибочной, так как матрилинейные и патрилинейные связи вовсе не замкнуты на зарождающуюся частную собственность. Энгельс также прошел мимо крупных антропологических открытий 19 века, свидетельствующих  об эволюции человека как биологического вида, о разных типах людей и разных в связи с этим характеристиках их общественной организации.   

 Вместе  с тем эта теория выделила  в происхождении государства  те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, особенно связь государства с классообразованиями, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам.  

 

3.10 Ирригационная теория  происхождения государства: 

  Ирригационную  теорию связывают с именем  современного немецкого ученого  К.А. Виттфогеля. В его работе  «Восточный деспотизм» возникновение  государств, их первые  деспотические  формы  связываются с необходимостью  строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально – бюрократического класса», порабощающего общество. К.А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивилизацией.

Действительно, процессы создания и поддержания  мощных ирригационных систем происходили  в регионах образования первичных  городов – государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях.

Оригинальна и идея К.А. Виттфогеля, пытающаяся связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т. п.

И вместе с тем ирригационная теория( ее еще называют гидравлической) улавливает также лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования, но опять – таки гиперболизует  и универсализует их.

     
 
 
 
 
 

                     Заключение:

 Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что государство, возникшее на определенном этапе развития человечества является  не чем - то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне, или результатом действия отдельных людей, классов, или проявлением божественных предначертаний .

В основе процесса происхождения государства  лежат экономические ( произошла  «неолитическая революция» -  переход  от собирательства к производящей экономике; имело место три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла, появление купцов; рост производительности труда, появление излишков, зарождение частной собственности) и социальные причины( разложение рода и возникновение семьи, появление антагонизма, раскол общества на классы).

 Входе  проведенного научного исследования, было выяснено, что сам процесс возникновения государства в различных странах шел по- разному. Опираясь на мнение Ф. Энгельса, можно выделить три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую, древнегерманскую.

 Как  известно, вопрос о происхождении  государства является дискуссионным,  ибо этнографическая и историческая  науки дают все новые знания  об этом. Отсюда различные теории  возникновения государства ( рассмотрены  в третьем разделе).      В конце работы считаю необходимым отметить, что цели поставленные мною  входе исследования проблемы «Происхождения государства», выполнены.

Таким образом, делая вывод из всего выше сказанного, государство является одной из объективно необходимых, важнейших, организованных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде , играющая весьма значительную  политическую роль  и имеющая большую социальную ценность.

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                  Примечания:  

1.Бади  Б., Бирнбаум П. Переосмысление  социологии   государства//Международный  журнал социальных наук. 1994 №4  с. 17

2.Венгеров  А.Б. Значение археологии и  этнографии для юридической науки.// Государство и право.1993 № 3 с.26

3.Першиц  А.И. Периодизация первобытной  истории (состояние проблемы)//Вопросы  истории. 1980 № 3 с.33

4. Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  М., 1998 с. 27

5.Дробышевский  С.А. Политическая организация,  право и        доклассовое общество.//Правоведение. 1988 №5 с.12 

6.Нора  Мокони. Археология. М., 1996 с.47

7.Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  М., 1998 с.34

8.Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.  М., 1974 с.189

9.Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1974 с.191

10.Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  М., 1998 с.51

11.Теория  государства и права./Под ред.  Проф. Марченко М., 1998

с.33

12.Гумплович  Л. Общее учение о государстве.  СПб, 1910

13.Правда  1946 14 марта

14.Петражицкий  П.И. Теория государства и права  в связи с теорией нравственности.Т1  Спб, 1907 с. 30

15.Ленин  В.И. О государстве.//Полн. собр. Соч.  Т 39 с. 29

16.Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.  М., 1974 с. 110

17.Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  М., 1998 с. 56 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

            Список использованной  литературы:

1 Алексеев  В.П., Першиц А.И. История первобытного  общества. М.,                                    1990

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998
  2. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб,1910
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1998
  4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1999
  5. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969
  6. Ленин В.И. О государстве//Полн. Собр. Соч. Т. 39
  7. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994
  8. Нора Мокони. Археология. М., 1996
  9. Петражицкий П.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1 СПб, 1907
  10. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998
  11. Теория государства и права./ Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д..М., 1997
  12. Теория государства и права./ Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997
  13. Теория государства и права./ Под ред. Марченко М. Н. М., 1998
  14. Филлипов Т.Г. Социальная организация и политическая жизнь. М., 1985
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995
  16. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1994
  17. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997
  18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1974
  19. Бади Б., Бирнбаум П. Переосмысление социологии государства.//Международный журнал социальных наук.1994 № 4
  20. Бутенко А.П Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки.// Государство и право. 1993 № 7
  21. Венгеров А.Б.  Значение археологии и этнографии для юридической науки. // Государство и право.1993 № 3
  22. Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество.// Правоведение. 1988 № 5
  23. Земцов Б. Откуда есть пошла… Российская цивилизация.// Общественные науки и современность. 1994 № 4
  24. Зуев В.И. «Власть» в системе политологических категорий.// Государство и право. 1992 № 5
  25. Ильин И.А. Аксиомы власти.//Новое время. 1990 № 10
  26. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории ( состояние проблемы)// Вопросы истории. 1980 № 3
  27. Правда 1946 14марта

Информация о работе Происхождение государства