Разделение властей как принцип правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.

Содержание

Введение 1
1. Разделение властей как принцип правового государства. 3
2. Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. 6
3. Идеи сдержек и противовесов Джеймса Мэдисона 8
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 9
5. Принцип разделения властей в России 12
6. Дж. Локк и его взгляды на разделение властей 17
7. Теория разделение властей. Ш. Монтескье 21
8. Ж.-Ж. Руссо и модификация разделения властей 24
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая теория госуд права + .doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ:

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       Теория  разделения властей зародилась во Франции  в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей  развитие общества и государства. Появление  новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения). Многое в развитие этой теории внес и Локк.

         Конечно же, теория разделения  властей возникла не на пустом  месте, она явилась логическим  продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие

       В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

         Теория разделения властей была  создана несколькими исследователями  политики: идея высказывалась Аристотелем,  теоретически была развита и  обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она  была разработана Шарлем Луи  Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами "Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

       Основные  положения теории разделения властей  следующие:

       1. разделение властей закрепляется  конституцией;

       2. согласно конституции законодательная,  исполнительная и судебная власти  предоставляются различным людям и органам;

       3. все власти равны и автономны,  ни одна из них не может  быть устранена любой другой;

       4. никакая власть не может пользоваться  правами, предоставленными конституцией  другой власти;

       5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

         Теория разделения властей в  государстве призвана обосновать  такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность. 
 
 
 
 
 

       1. Разделение властей  как принцип правового  государства.

       Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти. Теоретически оформившаяся в период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти, абсолютистского государства, концепция разделения властей стала в XVII - XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной власти между несколькими специальными институтами (ветвями) имело своей целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую задачу оптимального разделения управленческого труда, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна была контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.

       Свое  юридическое закрепление принцип  разделения властей впервые получил  в Конституции США 1787 г., в которой  устанавливалась система органов  государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). При этом, каждая из ветвей власти осуществляла самостоятельную деятельность в пределах предоставленной компетенции (конгресс - в законодательной сфере, президент - в исполнительной, суды - в области правосудия). Для того же, чтобы избежать абсолютизации власти в одних руках, предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие «элементов власти» в рамках единого государственного механизма.

       В конце XIX-начале XX в. в. проблема разделения властей приобрела особую активность в связи с тенденцией к усилению государственной власти. Крупнейший французский юрист Л. Дюги выступил с развернутой критикой теории разделения властей, полагая, что она противоречит более общим принципам — национальному и государственному суверенитету. Народная воля, по утверждению Дюги не может быть представлена различными органами власти, поскольку такое разделение ведет к ее ограничению. М. Ориу, отказавшись от обычных государственно-правовых принципов своего времени, связывает принцип разделения властей с теорией децентрализации. Смысл правила divide et impera он видит в том, чтобы обеспечить социальное равновесие через “разделение форм суверенитета”. М. Ориу рассматривает разделение властей не только как принцип функционирования государственной власти, но и как основу взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Констатируя важность для всякого представительного правления самого принципа разделения властей — законодательной (в лице двухпалатного парламента) и исполнительной (в лице главы государства и кабинета министров), М. Ориу подчеркивает, что сотрудничество этих властей служит залогом единства государства как юридического лица.

       На  рубеже XIX-XX в. в. критика теории разделения властей была наиболее представлена в трудах В. Вильсона (США), который  писал о неэффективности этого принципа в условиях бюрократизации управления. Необходимости в экстремальной обстановке оперативно принимать управленческие решения правительством (президентом). По мнению Б. Зигана, в своем практическом воплощении принцип разделения властей направлен на то, чтобы разрешить внутренне противоречивую проблему, связанную с одной стороны «была бы достаточно властной, чтобы полностью выполнить свое предназначение, а с другой — не такой всесильной, чтобы подавлять общество и отдельных людей».  

       2. Теоретические и  практические истоки  принципа разделения  властей - в Древней  Греции и Древнем  Риме.

       Анализ  политических структур и форм правления  Платоном, Аристотелем и другими  античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого  принципа в эпоху Просвещения.

         В Древней Греции Солон, будучи  архонтом, создал Совет 400 и оставил  ареопаг, которые по своим полномочиям  уравновешивали друг друга. Эти  два органа должны были, по  словам Солона, уподобляться двум  якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в "Политике" указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы, таким образом, государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

         Теоретическое развитие принцип  разделения властей получил в  средние века. Прежде всего - в  труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

       Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ  и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д. 

       3. Идеи сдержек и  противовесов Джеймса  Мэдисона

         Большой вклад в творческое  развитие идеи сдержек и противовесов  и воплощение ее на практике  внес американский государственный  деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

         Сдержками и противовесами Мэдисон  называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги. 

       4. Разнообразие взглядов  на теорию разделения  властей на Западе

       Теория  разделения властей является предметом  исследования значительного числа ученых Запада. Некоторые исследователи берут за исходное в своих рассуждениях учение Дж. Локка, отдающего в соотношении властей бесспорное первенство законодательной власти, признавая ее “не только верховной властью в государстве, но и священной, неизмененной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило”. Такие исследователи делают выводы о необходимости увеличения веса законодательной власти в государственном механизме.

       Другие  авторы, опираясь в своих суждениях  на концепцию разделения властей, сформулированную Ш. Монтескье, провозгласившим принцип взаимодействия властей в условиях их разделения, относительной самостоятельности и верховенства закона (“В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского”, приходят к несколько иному выводу: законодательную власть нельзя абсолютизировать, ведь узурпация всей власти со стороны законодательной ведет к такой же тирании, как и узурпация правления исполнительной властью.

Информация о работе Разделение властей как принцип правового государства