Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 01:20, курсовая работа
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.
Введение 1
1. Разделение властей как принцип правового государства. 3
2. Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. 6
3. Идеи сдержек и противовесов Джеймса Мэдисона 8
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 9
5. Принцип разделения властей в России 12
6. Дж. Локк и его взгляды на разделение властей 17
7. Теория разделение властей. Ш. Монтескье 21
8. Ж.-Ж. Руссо и модификация разделения властей 24
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения). Многое в развитие этой теории внес и Локк.
Конечно же, теория разделения
властей возникла не на пустом
месте, она явилась логическим
продолжением развития
В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Теория разделения властей
Основные положения теории разделения властей следующие:
1.
разделение властей
2.
согласно конституции
3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
4.
никакая власть не может
5.
судебная власть действует
Теория разделения властей в
государстве призвана
1. Разделение властей как принцип правового государства.
Важнейшим
принципом и необходимым
Свое
юридическое закрепление
В конце XIX-начале XX в. в. проблема разделения властей приобрела особую активность в связи с тенденцией к усилению государственной власти. Крупнейший французский юрист Л. Дюги выступил с развернутой критикой теории разделения властей, полагая, что она противоречит более общим принципам — национальному и государственному суверенитету. Народная воля, по утверждению Дюги не может быть представлена различными органами власти, поскольку такое разделение ведет к ее ограничению. М. Ориу, отказавшись от обычных государственно-правовых принципов своего времени, связывает принцип разделения властей с теорией децентрализации. Смысл правила divide et impera он видит в том, чтобы обеспечить социальное равновесие через “разделение форм суверенитета”. М. Ориу рассматривает разделение властей не только как принцип функционирования государственной власти, но и как основу взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Констатируя важность для всякого представительного правления самого принципа разделения властей — законодательной (в лице двухпалатного парламента) и исполнительной (в лице главы государства и кабинета министров), М. Ориу подчеркивает, что сотрудничество этих властей служит залогом единства государства как юридического лица.
На
рубеже XIX-XX в. в. критика теории разделения
властей была наиболее представлена
в трудах В. Вильсона (США), который
писал о неэффективности этого принципа
в условиях бюрократизации управления.
Необходимости в экстремальной обстановке
оперативно принимать управленческие
решения правительством (президентом).
По мнению Б. Зигана,
в своем практическом
воплощении принцип
разделения властей
направлен на то, чтобы
разрешить внутренне
противоречивую проблему,
связанную с одной стороны
«была бы достаточно
властной, чтобы полностью
выполнить свое предназначение,
а с другой — не такой
всесильной, чтобы подавлять
общество и отдельных
людей».
2. Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме.
Анализ
политических структур и форм правления
Платоном, Аристотелем и другими
античными мыслителями
В Древней Греции Солон,
Теоретическое развитие
Взгляды
Локка теоретически осмыслил и развил
в классическую теорию разделения властей
(практически в современном ее
понимании) французский философ
и просветитель Шарль Луи Монтескье
(полное имя - Шарль Луи де Секондат,
барон Бреда и Монтескье) в главном
труде своей жизни - "О духе законов",
над которым Монтескье работал 20 лет и
который был опубликован в 1748 г. Это сочинение
состоит из 31 книги и разделено на 6 частей.
Под "духом" законов
Монтескье понимал то
рациональное, закономерное
в них, что обусловлено
разумной природой человека,
природой вещей и т.
д.
3. Идеи сдержек и противовесов Джеймса Мэдисона
Большой вклад в творческое
развитие идеи сдержек и
Сдержками и противовесами
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
Теория разделения властей является предметом исследования значительного числа ученых Запада. Некоторые исследователи берут за исходное в своих рассуждениях учение Дж. Локка, отдающего в соотношении властей бесспорное первенство законодательной власти, признавая ее “не только верховной властью в государстве, но и священной, неизмененной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило”. Такие исследователи делают выводы о необходимости увеличения веса законодательной власти в государственном механизме.
Другие авторы, опираясь в своих суждениях на концепцию разделения властей, сформулированную Ш. Монтескье, провозгласившим принцип взаимодействия властей в условиях их разделения, относительной самостоятельности и верховенства закона (“В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского”, приходят к несколько иному выводу: законодательную власть нельзя абсолютизировать, ведь узурпация всей власти со стороны законодательной ведет к такой же тирании, как и узурпация правления исполнительной властью.
Информация о работе Разделение властей как принцип правового государства