Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 01:20, курсовая работа
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.
Введение 1
1. Разделение властей как принцип правового государства. 3
2. Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. 6
3. Идеи сдержек и противовесов Джеймса Мэдисона 8
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 9
5. Принцип разделения властей в России 12
6. Дж. Локк и его взгляды на разделение властей 17
7. Теория разделение властей. Ш. Монтескье 21
8. Ж.-Ж. Руссо и модификация разделения властей 24
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Нет единого мнения также и во взглядах на идеологическую, правовую, политическую и практическую значимость теории разделения властей. Диапазон суждений простирается от полного восприятия до такого же безоговорочного неприятия данной теории. Традиционно, принцип разделения властей не только провозглашается, как важнейшее условие функционирования демократического государства и общества, но и закрепляется законодательно.
Однако и негативное отношение к теории разделения властей приобретает все больше последователей среди ученых-конституционалистов. Анализируя постулаты данной теории применительно к практической стороне их воплощения, ряд авторов (например, Е. Грессман, Ф. Садтен) приходит к убеждению, что в реальной жизни теория разделения властей остается лишь “формальной теорией”. “Чистая”, исходящая из строгого выполнения своих функций каждой из властвующих ветвей, концепция разделения властей исключает из всего разнообразия функций, выполняемых каждой из трех ветвей “схожие или смешанные функции”. А это противоречит практике и самой действительности. Кроме того “чистая” теория разделения властей не подтверждается опытом государственно-правового строительства.
Значительные разночтения в западной литературе имеют место не только в отношении общей оценки теории разделения властей, но и в рассмотрении и решении проблем этичности и правильности рассматривания разделения властей как самостоятельной концепции.
Споры начинаются с вопроса о том, существует ли теория разделения властей в цельном виде или есть только конституционный принцип разделения властей, связанный с постоянным, как пишет С. Хендель, “перераспределением и с изменением баланса власти между ее разными ветвями”.
Также высказывается мнение, что поскольку в каждом современном государстве власть в конечном итоге принадлежит народу и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о теории разделения властей, а о разделении функций, сфер деятельности и полномочий разных государственных органов, осуществляющих совместно государственную власть.
Однако, несмотря на широкий разброс мнений, относительно цельности и степени оформленности, общая теория разделения властей, по признанию большинства специалистов, все же существует. Начиная с основоположников теории и заканчивая современными учеными, выработаны универсальные положения и основные принципы концепции разделения властей, которые можно рассматривать в качестве общих для всех ее разновидностей, независимо от того, в какой стране и при каком политическом режиме она применяется и как интерпретируется.
К
числу таких универсальных
1. Законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны, но и относительно самостоятельны.
2. Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власти, существует баланс, работает система сдержек и противовесов.
3. Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе.
4. Верховенство законодательной власти.
5.
Основная и конечная
цель существования
и реализации теории
разделения властей
— это предотвращение
узурпации всей
государственной
власти одним лицом
или группой лиц
и сохранение целостности
государственного
механизма.
5. Принцип разделения властей в России
В Российской Федерации принцип разделения властей получил свое закрепление в ст. 10, 11 Конституции РФ (1993 г). При этом, следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст. 10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст. 11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора» в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, то это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст. 125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине, либо совершения иного тяжкого преступления) (ст. 102).
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти, в современной России, он был провозглашен Декларацией "О государственном суверенитете Российской Федерации" 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение властей в России
заключается в том, что
Советскому периоду было свойственно полное невосприятие и непонимание конституционного назначения принципа разделения властей. Принцип разделения властей в основном не был воспринят марксизмом, концепцией которого служила концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного государственного органа. Невосприятие принципа разделения властей в России привело к возникновению командно-административной системы.
Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности.
Как и у всякой идеи, у теории
разделения властей всегда
Марксизм в оценке
Смысл классического учения о
разделении властей (в том
Политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственный органами. Идея о разделении властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Шарлем Монтескье.
Учение
о разделении властей, связанное
с теорией естественного права,
исторически сыграло
Конституция
СССР 1977 г. закрепила отход от теории
разделения властей. Это отразилось
в наделении Советов
Конституция
РФ 1978 г. в числе демократических
принципов закрепила принцип
разделения властей, что по замыслу
было призвано сыграть сугубо декларативную
роль, они, тем не менее, стали конституционной
реальностью и независимо от первоначального
замысла имеют по самой своей сути исходное
правовое значение.
6. Дж. Локк и его взгляды на разделение властей
Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении».
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннего буржуазного либерализма.
Эта
доктрина начиналась с вопроса о
возникновении государства. По Дж. Локку,
до возникновения государства люди
пребывали в естественном состоянии.
В предгосударственном
Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».
Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Информация о работе Разделение властей как принцип правового государства