Реализация права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:21, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – раскрытие содержания понятия реализации права, основных способов правореализации. Провести анализ гарантий и проблем возникающих при реализации правовых норм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....….3
1. Понятие, основные черты и социальное назначение реализации права…………………………………………………………………………………..8
1. Понятие реализации права………………………….………………...….…..8
2. Основные черты и социальное назначение реализации права…………………………………………………..…….…………………….....14
2. Основные формы реализации права………………….……………….…...17
3. Механизм реализации и гарантии прав и свобод личности………………….…………………………………..………......................42
1. Стадии реализации прав и свобод личности.……………………………………………………...………………….....45
2. Гарантии реализации права…………………………………………………47
4. Проблемы реализации права в современной России………………………………………………………….……………………53
Заключение………………………………………………………………………….63
Библиография ……………………….………………………………………….…..66

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

     2) осуществляется компетентными, уполномоченными  на то органами и должностными  лицами;

     3) носит процессуально-процедурный  характер;

     4) состоит из ряда последовательных  стадий т.е. отличается, стадийностью;

     5) имеет под собой соответствующие  юридические основания;

     6) связано с вынесением правоприменительных  актов;

     7) является разовым и индивидуально-определенным  действием, касающимся персонифицированных  субъектов;

     8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

     Указанные признаки показывают специфику правоприменения  и достаточно четко отграничивают  его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

     В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах: 34

     1) когда совершается правонарушение  и требуется применить caнкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

     2) когда нет добровольного исполнения  обязательств  (возврата долга,  уплаты штрафа, налога, соблюдения  условий договора);

     3) когда появляется препятствие  на пути реализации субъектом  своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

     4) когда возникает спор о праве  и стороны не могут сами  найти согласованное решение,  уладить конфликт (раздел имущества,  домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

     5) когда те или иные юридически  значимые действия в силу их  особой важности должны пройти  контроль со стороны государства  с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки  по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания; выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.).

     6) когда определенные права и  обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

     7) когда по закону необходимо  официально установить (нередко  через суд) наличие или отсутствие  какого-либо факта, события, состояния  (например, признание лица безвестно  отсутствующим либо yмершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

     Высказывалось мнение, что правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. С этим мнением трудно согласиться по следующим причинам:35

     1) ряд правовых норм вообще не  может быть реализован без  актов применения права. Таковы  нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.

     2) если использование, исполнение  и соблюдение типичны для деятельности  граждан и частных юридических  лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично  для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.

     3) именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.36

     4) на материалах правоприменительного  процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Оно начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. То и другое по существу сводится к состыковке юридических фактов и гипотезы правовой нормы. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данному делу, иногда называют "юридическая квалификация".

     При исследовании обстоятельств дела может  оказаться, что среди этих обстоятельств  нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права, в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления необходимых документов или иных доказательств.

     При применении правовой нормы может  возникнуть проблема "обратной силы" закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). Поскольку правовая норма - это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему. На этом основана обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание (ст. 10 УК РФ) и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность лица (ст. 54  РФ).

     Следующая стадия - толкование текста нормативного акта. Под толкованием понимается, прежде всего уяснение смысла текста закона, конструирование правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю, со всеми ее элементами (гипотеза, диспозиция, санкция).37 Неразрывная связь и согласованность правовых норм, составные части которых содержатся в различных нормативных актах (статьях, разделах, частях текстов), требует при применении той или иной нормы права тщательно изучить все положения нормативных актов, содержащие применяемую норму. Применение правовых норм осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; каждому из правоприменителей законом обозначена строго определенная категория дел, относящихся к его компетенции (трудовые споры, регистрация актов гражданского состояния, рассмотрение кассационных жалоб, взимание налогов, назначение пенсий и т.п.). 38Соответственно, работники этих органов и учреждений должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы (гипотеза - диспозиция - санкция) в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения). Этот основной прием толкования может быть назван логико-юридическим (конструирование правовой нормы).

     К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона - в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов и т.д.39

     Важное  место среди приемов уяснения принадлежит логическому толкованию, состоящему в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. При логическом толковании применяются все законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). 40С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма и т.д.) определяются признаки и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно-правового текста состоит в том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. Поэтому тексты нередко подлежат логическому преобразованию или уяснению с позиций так называемого здравого смысла. 41 Из того, что в тексте закона сказано, что никто не может быть произвольно лишен жизни, отнюдь не следует, что любое лишение жизни, в том числе убийство, является непроизвольным, а тем самым - законным; если "молодому специалисту" далеко за 25 лет, которые медицина считает рубежом молодости, то он имеет право на льготы, определенные для лиц, обозначенных этим термином, но, конечно, не имеет прав на сокращенный рабочий день и другие льготы, предназначенные для собственно молодежи. С логическим толкованием связано "телеологическое" (целевое) толкование, под которым разумеется уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением. Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь те, которые действительно (а не по ошибочному мнению граждан) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона - определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).42

     Среди видов толкования иногда называют "историческое", означающее изучение условий, при которых  принят нормативный акт, причины  его принятия, последующего изменения, сопоставление текста закона с его проектом, изучение прений по стенограмме заседания государственного органа, принявшего акт, и т.п. В целом это - сфера научной деятельности, а не практики работы государственного органа, применяющего право, а потому относится к выработке доктринальных толкований. 43 На практике историческое толкование может применяться разве только по свежим следам замены одного нормативного акта другим. Так, в ст. 13 Основ законодательства РФ о культуре определено право каждого человека "без ограничения возраста" на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов. Сопоставление этого текста с ранее действовавшими нормативными актами показывает, что слова "без ограничения возраста" означают не распространение этого права на младенцев и малолетних, а снимают существовавшие до того ограничения предельного возраста ("до 35 лет", "до 45 лет").

     При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.

     Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем  самым - по юридической силе) и по объему применения.44

     Официальные толкования законов и других нормативных  актов предоставляются издавшими  их ("аутентическое толкование") или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ по запросам указанных в ст. 125 Конституции государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.

     По  объему применения от нормативных толкований-разъяснений  отличаются "казуальные", т.е. относящиеся  к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди  них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. 45Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого, а не иного толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать "разъяснения по вопросам судебной практики", обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.

     Неофициальное толкование законов и иных нормативных  актов дается любым лицом, высказывающим  свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц  и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором - в процессе, лектором - в аудитории, журналистом - в газете и т.п.46

     Особым  видом неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.

Информация о работе Реализация права