Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:21, дипломная работа
Цель данной работы – раскрытие содержания понятия реализации права, основных способов правореализации. Провести анализ гарантий и проблем возникающих при реализации правовых норм.
Введение……………………………………………………………………..…....….3
1. Понятие, основные черты и социальное назначение реализации права…………………………………………………………………………………..8
1. Понятие реализации права………………………….………………...….…..8
2. Основные черты и социальное назначение реализации права…………………………………………………..…….…………………….....14
2. Основные формы реализации права………………….……………….…...17
3. Механизм реализации и гарантии прав и свобод личности………………….…………………………………..………......................42
1. Стадии реализации прав и свобод личности.……………………………………………………...………………….....45
2. Гарантии реализации права…………………………………………………47
4. Проблемы реализации права в современной России………………………………………………………….……………………53
Заключение………………………………………………………………………….63
Библиография ……………………….………………………………………….…..66
3.
Основная правореализационная
4.
Правозащитная стадия
Подводя итоги вышесказанному можно установить следующие факты, для того чтобы реализовать свои права, свободы и обязанности человеку необходимо в первую очередь обратиться за разъяснениями к высококвалифицированному юристу, дальнейшие свои действия согласовывать с ним же. Для того, чтобы защитить и отстоять свои права гражданин может так же обращаться в муниципальные органы и в суд с различными жалобами и с исковыми заявлениями. А также знакомиться с различными материалами по делу, постановлениями и решениями, как в его пользу, так и с отказами.
Реализация
большинства прав и свобод в тех
или иных стадиях требует, как
известно, активных действий правообладателя.
Человек превращает социальную возможность,
закрепленную в субъективном праве, в
действительность, т.е. соотносит свое
поведение с нормой закона, ведет себя
согласно норме, преследуя цели непосредственно
реализации субъективного права.59
3.2. Гарантии реализации права
Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать условия для полной реализации права.
Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:
Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.
Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 72 ТК РФ предусматривает, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, только по соглашению сторон трудового договора.60 Подобное согласие имеет единственную цель — предотвратить возможное нарушение администрацией трудовых прав граждан, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.
Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
Юридическая - ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.61
В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.62
Наконец, важнейшей гарантией является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения реализации права, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД. Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий реализации прав.
Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.
Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.
К
сожалению, переходный период, пробуксовка
экономических реформ резко снизили
материальные возможности Российского
государства финансировать затраты на
реализацию прав и свобод граждан. Это
наглядно видно, например, в обеспечении
права на жилище, где государство берет
на себя обязанность предоставить жилье
бесплатно или за доступную цену лишь
нуждающимся малоимущим гражданам. Как
гарантия права на социальное обеспечение
поощряются добровольное социальное страхование
и благотворительность.
Следует иметь в виду, экономический
уклад, базирующийся на частной собственности,
гарантирует лишь создание равных возможностей
реализации права, а не предусматривает
полную экономическую поддержку своих
граждан.
Политической
гарантией реализации норм права - является
деятельность государственных органов
и должностных лиц по обеспечению реализации
прав и свобод организационными мерами
(прием граждан, внимательное и своевременное
рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование
своими актами восстановлению нарушенных
прав и свобод). К сожалению, вопрос этот
еще недостаточно проработан в законодательстве.
Относя защиту прав и свобод
человека и гражданина к исключительной
компетенции Федерации (ст. 71) и к совместной
компетенции Федерации и субъектов (ст.
72),63 провозглашая Президента Российской
Федерации гарантом прав и свобод граждан,
Конституция и текущее законодательство
не конкретизируют эти положения, тем
самым снижая эффективность политических
гарантий.
Не развернулась в этом смысле и деятельность
специально предусмотренного Конституцией
Уполномоченного по правам человека. Партийный
плюрализм также не привел к увеличению
внимания партий к вопросу защиты права
и, как ни странно, резко уменьшилась роль
профсоюзов в гарантии таких основных
прав граждан, как право на отдых, охрану
здоровья и т.д. Возможно, следовало бы
возродить практику приема граждан важнейшими
государственными органами, в том числе
и Президентом страны.
Идеологические гарантии предполагают
воспитание граждан, направленное на добровольное
исполнение возложенных на них обязанностей,
отказ от нарушения прав и свобод других
граждан, как со стороны физических лиц,
так и со стороны государственных органов
и отдельных чиновников.
Идеологический плюрализм, провозглашенный
Конституцией, отказ от государственной
идеологии пока привели лишь к ослаблению
воспитательной работы, что является одной
из причин многократно увеличившихся
нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Особенно ощутимо отсутствие такой работы
со стороны общественных организаций.
Под
организационным гарантиями понимаются
различные мероприятия организационного
характера, обеспечивающие укрепление
законности, борьбу с правонарушениями,
защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,
организационные меры по созданию условий
для нормальной работы юрисдикционных
и правоохранительных органов, образование
в структуре последних специальных подразделений
(для борьбы с организованной преступностью,
с коррупцией и т.д.
5. Проблемы реализации права в современной России
Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей – является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России – пожалуй, одна из самых «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре.
Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др. Социологи указывают, что на протяжении всего второго срока президента Владимира Путина власти стран "большой восьмерки", особенно часто - США и Великобритания, и некоторые западные правозащитные организации то и дело осуждали шаги Кремля по укреплению вертикали власти. Наиболее ярким в этой критической кампании стал призыв республиканского кандидата в президенты США Джона Маккейна исключить из "большой восьмерки" Россию, пригласив туда вместо нее Индию и Бразилию. Если обратиться к докладам иностранных правозащитных организаций, то львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные органы (от сотрудников МВД до законодательных органов субъектов РФ).
Опубликованный
13.05.2011г. доклад правозащитной организации
Amnesty International, вызвал негодование российской
стороны. Представитель МИД России заявил,
что раздел доклада правозащитной организации
Amnesty International, посвященный ситуации с правами
человека в России, «политически ангажирован».
«Авторам доклада не удалось избежать
политической ангажированности. Считаем,
что российский отдел этого доклада носит
необъективный и предвзятый характер».64
В опубликованном докладе указано, что
реформы Дмитрия Медведева, призванные
избавить Россию от злоупотреблений милиции
и незаконных арестов, продвигаются без
особого успеха. «Мы в принципиальном
плане исходим из неприемлемости использования
проблематики прав человека в целях оказания
политического давления на суверенные
государства и создания у международного
сообщества искаженного представления
о предпринимаемых правительством усилиях
в правозащитной сфере», - отмечено в заявлении. Организация
в своем докладе утверждает, что «власти
по-прежнему демонстрировали двоякое
отношение к свободе выражения мнений,
с одной стороны, утверждая, что официальная
риторика изменилась и демократический
активизм развивается, но продолжая жестокие
разгоны протестов милицией и нападения
на журналистов