Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

рассмотреть сущность республиканской формы правления;
выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I Республиканская форма правления.............................................. 6

§ 1. Сущность республиканской формы правления

Глава II Основные виды республиканской формы правления.................... 12

§ 1. Парламентская республика

§ 2. Президентская республика

§ 3. Смешанные республиканские формы правления


Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20

Заключение .................................................................................................. 28

Список литературы ...................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать документ)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 
 
 

КАФЕДРА  КОНСТИТУЦИОННОГО И

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

НА  ТЕМУ 
 

РЕСПУБЛИКА  КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

ВИДЫ  РЕСПУБЛИК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 
 
 
 
 

Студент: Топчян Давид 
 

Научный руководитель: 
Исраелян Карине Робертовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА

2011

Содержание

 
 
 
 
 

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I    Республиканская форма правления.............................................. 6

     § 1. Сущность республиканской формы правления 
 
Глава II   Основные виды республиканской формы правления.................... 12

      § 1. Парламентская республика

    § 2. Президентская республика

    § 3. Смешанные республиканские формы правления

 
Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20

Заключение .................................................................................................. 28

Список  литературы ...................................................................................... 31 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Форма правления – внешнее выражение  содержания государства, обусловленное  структурой и правовым положением органов  государственной власти. То есть под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.

    Формы правления различаются в зависимости  от того, принадлежит ли верховная  власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических  институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.).

    Термин  «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В  некоторых конституциях этого термина  нет, но всегда закрепляется главный  принцип правления - монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (государство Израиль, государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).

    В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы  правления: узкий и широкий. С  точки зрения узкого подхода понятие  формы правления связано, по существу, с положением одного лица - главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политической средой, в которой действуют государственные органы1.

    В действительности форма правления  не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения  главы государства с парламентом  и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может  включать всю политическую среду. Форма  правления - это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

    По  традиции принято различать две  основные формы правления: монархию и республику. Более детальная  классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская  республика и др.).

    Вместе  с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в  монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные  президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

    Республика - форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются  общенациональными представительными  учреждениями.

    Главными  признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

    Данная  тема является актуальной хотя бы только потому, что из 199 государств 156 имеют именно эту форму правления. Уже только за это, такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того, ввиду того, что республика является формой государственного правления, она должна быть проанализирована со всех сторон. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом и развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, огромное место в своих юридических работах уделяли проблемам формы правления государства и, в особенности, проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

    Цель  данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

    В связи с поставленной целью можно  выделить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность республиканской формы правления;
  • выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.

     В соответствии с поставленной целью  объектом курсовой работы является понятие  республиканской формы правления и ее отличительные признаки.

   РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 

Сущность  республиканской  формы правления

    Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современном  мире. Республика (лат. respublica от rex - дело, publicus - общественный, т.е. "общее дело" или "общественное дело") - форма правления, при которой главой государства является единоличный (крайне редко коллегиальный) президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране и от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и т.п). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота или провозглашается пожизненным президентом2.

    Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность  за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно  готовятся, обсуждаются по соответствующей  процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном  порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное  или простое большинство.

    Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей: законодательную, исполнительную и судебную.

    Это означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту (Народному собранию, Национальной ассамблее, Думе, Верховному совету, конгрессу  и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы и организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль над исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

    Надо  обратить внимание на то, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение закона.

    Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей  зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви  власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной  власти.

    Вместе  с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести  к исполнительной или законодательной  власти. Это подчас самостоятельная  власть, вытекающая из статуса главы  государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом  и парламентом, между президентом  и правительством, но и созданием  при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих  президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например в реализации его права законодательной инициативы.

    Словом, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль над действиями государственных органов.

    Республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные  избирательные системы, одни из них  менее, другие более демократичные. Но народ, так или иначе, обязательно  участвует в формировании органов  государственной власти.

    В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в  некоторых странах, где судьи, чтобы  обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается  дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность.

Информация о работе Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах