Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

рассмотреть сущность республиканской формы правления;
выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I Республиканская форма правления.............................................. 6

§ 1. Сущность республиканской формы правления

Глава II Основные виды республиканской формы правления.................... 12

§ 1. Парламентская республика

§ 2. Президентская республика

§ 3. Смешанные республиканские формы правления


Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20

Заключение .................................................................................................. 28

Список литературы ...................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать документ)

    В конкретике политической жизни той  или иной страны, с учетом того или  иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ возможны смешанные или промежуточные (между президентской республикой  и парламентской) формы государственного правления.

    Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности  путем устранения правительственных  кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации  и взаимоотношений высших органов  государственной власти, центральных  и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь  образованных государствах, появившихся  в результате интеграционных и дезинтеграционных  процессов. Однако похвальное стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной  форме только положительные черты  традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается  в новое органическое качество. Такое  важнейшее достоинство президентской  формы правления, как прочность  конституционного положения правительства, которое не может быть уволено  парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в  смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего  законодательного представительного  органа власти. В свою очередь, несомненное  преимущество парламентской республики – ответственность правительства  перед парламентом, его обязанность  учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления.

    Постоянное  внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать  свойственно теоретической мысли  и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор  вариантов, волюнтаристское «скрещивание»  тех или иных классических государственных  форм, особенно если это делается «под личность» действующего должностного лица, едва ли оправдано.9

    Примерами смешанной формы республиканского правления являются Франция, Россия, Югославия.

    Россия  по Конституции 1993 года похожа на смешанную  республику, но у российского Президента существенно больше полномочий, чем, например, у французского. Президент РФ – это прежде всего конституционно-правовой институт исполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфере исполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министра оказывается слабой и зависимой. Он формирует Правительство РФ и самостоятельно принимает решение об отставке Правительства, непосредственно руководит деятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств, является верховным главнокомандующим. Но у президента РФ есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия Президента в области законодательной власти включают в себя: право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законом, то есть неподзаконные указы; право отлагательного вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента.

    Главное, чем отличается российская республика от смешанной, состоит в том, что  Правительство РФ несет ответственность  только перед президентом. Правда, российская Конституция 1993 года создает иллюзию  парламентской ответственности  Правительства. Во-первых, нижняя палата парламента – Государственная Дума – вправе дважды отклонить представленную ей Президентом кандидатуру Председателя правительства; но если Дума отклонит кандидатуру в третий раз, то она  будет распущена и Президент  назначит премьер-министра без согласия Думы. Президент не вправе распускать Думу в экстраординарных ситуациях, а также в течение последних  шести месяцев срока президентских  полномочий; но в таких случаях  Президент может, не распуская Думу, тем не менее, назначить премьера вопреки позиции нижней палаты парламента. Причем Президент не обязан назначать премьер-министром того, чью кандидатуру Дума трижды отклонила; он может предлагать заведомо неприемлемые кандидатуры только для того, чтобы распустить Думу. Получается, что процедура одобрения кандидатуры премьера Думой направлена против самой нижней палаты парламента.

    Во-вторых, Дума вправе выразить недоверие (или  отказать в доверии) Правительству; в этом случае Президент обязан либо принять решение об отставке правительства, либо распустить Думу. Резонно предположить, что Президент не будет отправлять в отставку сформированное им Правительство  и распустит Думу. Правда, вновь  избранную Думу нельзя распускать за выражение недоверия в течение  года после ее избрания. В такой  ситуации президент будет вынужден формально принять решение об отставке Правительства. Но он может  сразу же его восстановить, предложив  Думе кандидатуру прежнего Председателя правительства; если Дума, добившаяся формальной отставки правительства, трижды отклонит эту кандидатуру, она будет распущена, а Президент формально восстановит Правительство в его прежнем составе. По меньшей мере, Президент восстановит Правительство, не распуская Думу. Так или иначе, в случае конфронтации Президента и нижней палаты парламента позиция последней может реально влиять на судьбу Правительства.

    Необходимо  подчеркнуть, что Президент РФ вправе неоднократно распускать Думу, и при  этом он не связан волей избирателей, участвующих в выборах Думы. Исход  выборов в Думу не предрешает судьбу правительства, сформированного Президентом. Такое полномочие российского Президента распускать нижнюю палату независимо от воли избирателей означает, что  Президент выступает в споре  с Думой как судья в своем  деле; следовательно, это полномочие противоправно по существу. Такого полномочия нет ни в парламентских  странах, ни в смешанной республике. В этих странах после досрочного роспуска парламента правительство  формируется в соответствии с  волей избирателей.

     Кроме того, роспуск нижней палаты без  парламентской ответственности  правительства является абсурдным. Угроза роспуска вынуждает нижнюю палату парламента формально брать на себя часть ответственности за деятельность правительства, которое, в свою очередь, ответственно только перед президентом. Такое несбалансированное соотношение  исполнительной и законодательной  ветвей власти противоречит логике разделения властей и несет в себе угрозу диктатуры.10

 

     

РЕСПУБЛИКА  КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    В зарубежных странах можно наблюдать  все разнообразие видов республиканской  формы правления.

    Парламентарная  республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции  президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и  немногие другие страны. Правда, в последние  годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы.

    Парламентарная  республика испытывает в наше время  давление, направленное на «рационализацию» парламентаризма. Суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в  Италии, например, за послевоенные полвека  сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, относящиеся к партийным  комбинациям членов парламента (но есть и обратные комбинации с целью  организовать выражение недоверия  и «свалить» кабинет).

    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

    Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  конституции США, а именно, в статье IV, утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату  в настоящем Союзе республиканскую  форму правления”. Республиканская  форма правления в США реализовалась  в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

    В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике  прямым голосованием избирателей, в  США - косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время - 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент).

    Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства  нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный  голос. В некоторых президентских  республиках он может назначить  также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с  премьером, но фактическим руководителем  правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед  парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство  формируется партией (крайне редко  - блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент - это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента - сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.). Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

    В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент  не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах  это бывает; например, в 1993 г. президент  Перу приостановил действие конституции  и распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент  не вправе смещать министров путем  вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность  может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства - президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом - главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров.

    Вследствие  особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки  давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая республика, форма президентского абсолютизма.11

    В настоящее время в связи с  процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской  республики почти нет, но нельзя исключать  появление их в дальнейшем.

    Специфическими  чертами обладала президентская  республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но на реально властвовавший партийный аппарат.

Информация о работе Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах