Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 11:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
рассмотреть сущность республиканской формы правления;
выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.
Введение ..................................................................................................... 3
Глава I Республиканская форма правления.............................................. 6
§ 1. Сущность республиканской формы правления
Глава II Основные виды республиканской формы правления.................... 12
§ 1. Парламентская республика
§ 2. Президентская республика
§ 3. Смешанные республиканские формы правления
Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20
Заключение .................................................................................................. 28
Список литературы ...................................................................................... 31
Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской Америке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80-90-х годов - в Северной и Тропической Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия (в Африке это было связано с крушением тоталитарных режимов в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации). В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские республики с элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридическому главе правительства - президенту), которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых других латиноамериканских странах.
В
некоторых странах возможно выражение
вотума недоверия и всему совету
министров, который характеризуется
конституциями как орган
Полупрезидентскими
республиками являются некоторые страны
СНГ. Согласно конституции Белоруссии
1996 г., правительство подотчетно президенту
и ответственно перед парламентом
(ст. 106). В соответствии со ст. 113 конституции
Украины 1996 г. Кабинет министров
ответствен перед президентом Украины,
подконтролен и подотчетен Верховной
раде (однопалатному парламенту). В
постсоциалистических государствах премьер-министры
нередко должны назначаться с
согласия парламента, но назначение министров
президентом такого согласия не требует.
Ответственность всего состава
правительства в связи с
Правительство
в президентской и
Монархия с республиканскими элементами. Выше уже говорилось о смешанных формах правления, которые соединяют черты однопорядковых форм правления: об абсолютной монархии с элементами конституционности, о полудуалистической монархии, соединяющей черты дуалистической и парламентарной монархии, о полупрезидентских, полупарламентских республиках. Вместе с тем бывают и такие смешанные формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых форм - монархии и республики.
Важнейшим признаком монархии является то, что глава государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства - монарха - выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и потому участия в выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха - главы государства избираются султаны штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления — выборную (или ротационную) монархию.
Элементы выборности существуют и в ОАЭ. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на 5 лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции главы государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе к президенту, чем к монарху абсолютной монархии, каковой являются ОАЭ с их коллективным монархом - Советом эмиров. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности занятия поста главы государства в этой стране нет.
Мы рассмотрели весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы государства) в монархической форме правления. Но существуют и монархические элементы в республике.
Республика с монархическими элементами. Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая должность, созданная впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах - в Индонезии, в 70-х годах - в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов - Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.
Как
отмечалось, многих республиканских
черт лишена форма правления, создаваемая
в условиях военных режимов. Президенты
таких республик не избираются населением
или каким-либо легитимным конституционным
органом, например парламентом или
особой избирательной коллегией. Они
провозглашаются президентами группой
своих сообщников по государственному
перевороту, которая образует военный,
революционный или иной совет. Парламент
в этих условиях распускается, конституция
целиком или в значительной части
отменяется (иногда приостанавливается,
что фактически не меняет положения
вещей), выборы местных органов бывают
редким исключением, управление строится
на основе жесткой иерархии военных
властей. Таким образом, создается
необычная разновидность
Особая
форма республики - теократическая
республика, где правит мусульманское
духовенство, - существует в Иране. В этой
стране в соответствии с конституцией
1979 г. имеются избранные президент и парламент,
но главную роль играет. Руководитель
государства - рахбар. Этот пост создан
с учетом традиций мусульманского фундаментализма
и во многом напоминает организацию власти
в идеальном мусульманском государстве
- халифате. Пост Руководителя государства
принадлежит высшему духовному лицу, которое
подбирается мусульманским Советом экспертов.
В случае вакансии Совет экспертов подбирает
другое лицо на этот пост, руководствуясь,
прежде всего религиозными качествами
кандидата, или составляет коллегиальный
орган, выполняющий обязанности Руководителя
государства.
Заключение
Мы
рассмотрели республику как форму
правления. В работе были приведены
примеры различных вариантов
республиканской формы
На основании рассмотренного материала, возможны следующие заключения и выводы.
Во-первых,
республиканская форма
Во-вторых, отличительными признаками республики являются:
В-третьих,
все три разновидности
Характерным
для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является
то, что президент либо совмещает
полномочия главы государства и
главы правительства и
В
цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная исполнительная
власть, наравне с которой по принципу
разделения властей нормально
Для парламентарных республик характерно:
Смешанная
республика, сочетая в себе элементы
президентской и парламентарной
республик, является самой распространенной
в настоящее время
Из
приведенных примеров нетрудно отметить,
что форма правления
Тем
не менее, республика, на сегодняшний день,
является самой демократичной формой
правления, и всемирные процессы демократизации
общества ведут к тому, что республиканская
форма правления становится одной из самых
массовых в мире. Во многих странах республика
как форма правления проходит через эволюцию,
постепенно избавляясь от элементов монархии,
и всё более отвечая принципу разделения
властей, становясь формой правления,
которая отражает интересы граждан.
Список
литературы
Информация о работе Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах