Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

рассмотреть сущность республиканской формы правления;
выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I Республиканская форма правления.............................................. 6

§ 1. Сущность республиканской формы правления

Глава II Основные виды республиканской формы правления.................... 12

§ 1. Парламентская республика

§ 2. Президентская республика

§ 3. Смешанные республиканские формы правления


Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20

Заключение .................................................................................................. 28

Список литературы ...................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать документ)

    Наряду  с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской  Америке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80-90-х годов - в Северной и Тропической Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия (в Африке это было связано с крушением тоталитарных режимов в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации). В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские республики с элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридическому главе правительства - президенту), которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых других латиноамериканских странах.

    В некоторых странах возможно выражение  вотума недоверия и всему совету министров, который характеризуется  конституциями как орган исполнительной власти. Ответственность назначенного президентом правительства перед  парламентом превращает президентскую  республику в полупрезидентскую. Во Франции, например, новое правительство  излагает свою программу и просит о доверии, хотя оно и не обязано  делать это. Может быть принята резолюция  порицания правительству, и оно  должно уйти в отставку. Правда, принятие такой резолюции крайне затруднено, и за четыре десятилетия действия конституции 1958 г. во Франции были лишь единичные случая такого рода.

    Полупрезидентскими  республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство подотчетно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответствии со ст. 113 конституции  Украины 1996 г. Кабинет министров  ответствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной  раде (однопалатному парламенту). В  постсоциалистических государствах премьер-министры нередко должны назначаться с  согласия парламента, но назначение министров  президентом такого согласия не требует. Ответственность всего состава  правительства в связи с выражением вотума недоверия возможна, но крайне затруднена (например, необходимо двукратное отклонение программы правительства  в Белоруссии, одного раза недостаточно). В других случаях двукратного  вотума недоверия не требуется, но все  равно президент сам решает, уволить  правительство в отставку или  распустить парламент. Правда, в разных постсоциалистических полупрезидентских  республиках в решении этого  вопроса имеются свои особенности, но отдельному министру вотум недоверия  вынести невозможно (в случае его  принятия никаких юридических последствий не возникает). В Египте, напротив, требование отставки относится только к министрам. Если же недоверие выражено персонально премьер-министру или кабинету в целом, президент может не согласиться с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. Если последний подтверждает свое решение, президент вправе вынести спорный вопрос на референдум - голосование избирателей. Результаты голосования в пользу правительства влекут роспуск парламента, в пользу парламента - отставку правительства.

    Правительство в президентской и полупрезидентской  республике, если оно возглавляется  административным премьером, может  и само поставить вопрос о доверии. Этим оно обычно пытается укрепить свои позиции или провести в парламенте закон, угрожая в противном случае своей отставкой. Такой порядок  тоже во многом сближает президентскую  республику с парламентской. Рассмотренные  явления отражают современные тенденции  в развитии конституционного права  стран мира.

    Монархия  с республиканскими элементами. Выше уже говорилось о смешанных формах правления, которые соединяют черты однопорядковых форм правления: об абсолютной монархии с элементами конституционности, о полудуалистической монархии, соединяющей черты дуалистической и парламентарной монархии, о полупрезидентских, полупарламентских республиках. Вместе с тем бывают и такие смешанные формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых форм - монархии и республики.

    Важнейшим признаком монархии является то, что глава государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства - монарха - выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и потому участия в выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха - главы государства избираются султаны штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления — выборную (или ротационную) монархию.

    Элементы  выборности существуют и в ОАЭ. Эмиры  семи объединившихся эмиратов выбирают на 5 лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет  многие функции главы государства, особенно церемониальные. По своим  полномочиям он ближе к президенту, чем к монарху абсолютной монархии, каковой являются ОАЭ с их коллективным монархом - Советом эмиров. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности занятия поста главы государства в этой стране нет.

    Мы  рассмотрели весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы  государства) в монархической форме  правления. Но существуют и монархические  элементы в республике.

    Республика  с монархическими элементами. Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая должность, созданная впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах - в Индонезии, в 70-х годах - в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов - Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

    Как отмечалось, многих республиканских  черт лишена форма правления, создаваемая  в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным  органом, например парламентом или  особой избирательной коллегией. Они  провозглашаются президентами группой  своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент  в этих условиях распускается, конституция  целиком или в значительной части  отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения  вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных  властей. Таким образом, создается  необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют  республиканские учреждения.

    Особая  форма республики - теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, - существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет. Руководитель государства - рахбар. Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве - халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь, прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства. 
 
 
 
 

Заключение 

    Мы  рассмотрели республику как форму  правления. В работе были приведены  примеры различных вариантов  республиканской формы правления  по всему миру.

    На  основании рассмотренного материала, возможны следующие заключения и  выводы.

    Во-первых, республиканская форма правления - самая распространенная в современном  мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой  универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой  высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно  либо иным способом на определенный срок полномочий. 12

    Во-вторых, отличительными признаками республики являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

   В-третьих, все три разновидности республиканской  формы правления отличаются друг от друга.

   Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

    В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

Для парламентарных республик характерно:

  • президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
  • президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство;
  • правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом;
  • парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

   Смешанная республика, сочетая в себе элементы президентской и парламентарной республик, является самой распространенной в настоящее время республиканской  формой. Она построена на принципе единства власти.

    Из  приведенных примеров нетрудно отметить, что форма правления государством - республика в чистом виде лишь теоретическое  явление. Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое государство  является особенным, с индивидуальными  особенностями всего государственного устройства. В основном эти особенности  являются исторически-сложившимися. Своеобразие  конкретной республики любого исторического  периода определяется многообразием факторов: прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.

    Тем не менее, республика, на сегодняшний день, является самой демократичной формой правления, и всемирные  процессы демократизации общества ведут к тому, что республиканская форма правления становится одной из самых массовых в мире. Во многих странах республика как форма правления проходит через эволюцию, постепенно избавляясь от элементов монархии, и всё более отвечая принципу разделения властей, становясь формой правления, которая отражает интересы граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Алексеев  С.С. Теория государства и права. М. 2002
  2. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005
  3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. СПб., Питер, 2008
  5. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник, под ред. А.С. Автономова. М.: Юриспруденция, 2007
  7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003
  8. Конституционное право: Учебник, ред. В.В. Лазарев. М.: Юристь, 2006
  9. Конституционное право: Словарь, ред. В.В. Маклакова. М.: Юристь, 2001
  10. Конституции зарубежных стран. Под ред. В.В. Маклакова М. 2000
  11. Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. М.: Маркет ДС, 2007
  13. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Белые альвы, 1996
  14. Радугин А.А. Политология.  М., 1999
  15. Решетников Ф.М.. Правовые системы стран мира. М., 1993
  16. Современные зарубежные конституции, Сост. Маклаков В.В., М.,1992
  17. Теория права и государства, Под ред. Венгерова А.Б. М.,  1993
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995
  19. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002
  20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2002
  21. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997

Информация о работе Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах