Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

рассмотреть сущность республиканской формы правления;
выделить основные виды республик и кратко охарактеризовать каждую из них.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

Глава I Республиканская форма правления.............................................. 6

§ 1. Сущность республиканской формы правления

Глава II Основные виды республиканской формы правления.................... 12

§ 1. Парламентская республика

§ 2. Президентская республика

§ 3. Смешанные республиканские формы правления


Глава III Республика как форма правления в зарубежных странах ............ 20

Заключение .................................................................................................. 28

Список литературы ...................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать документ)

    Иными словами, в республике реализуется  принцип сменяемости. Этот принцип  предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. А государственная деятельность требует предельной самоотдачи.

    Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в  таких действиях, как досрочный  отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение полномочий между  государственными органами позволяет  установить на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе, и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.

    Республика  или республиканская форма правления  является весьма древней формой государственной  организации общества. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Республиканские формы правления определяются не только соотношением классовых сил, но и историческими традициями, национальной психологией, географическим фактором, различными контактами с окружающими государствами - фактор заимствования, подражания, завоевания и т.п.

    Например, древнегреческие республиканские  формы правления вырастали из внутреннего классового развития античного  общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской  торговли в экономической жизни  Древней Греции, победы демоса и  т.д. В иных регионах, например, в  некоторых месопотамских городах-государствах, роль собрания и совета образовалась из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев брали на себя функции организации  и осуществления государственной  власти в своих интересах.

     Итак, республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.3

    Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.
 

    Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

    При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего  ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате  народа. Но следует подчеркнуть, что  этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

    Дело  в том, что существуют извращенные  разновидности республики, характеризующиеся  нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный  переворот, который ставит во главе  государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления  официально может провозглашаться  или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит в том случае, когда  законно избранное или назначенное  должностное лицо (президент, премьер-министр  и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срока полномочий, - словом, когда узурпируется власть. Ниже мы рассматриваем разновидности действительно демократической или по крайней мере либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различия между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:

  • парламентарные;
  • президентские;
  • смешанные (полупрезидентские).4
 

 

ВИДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ  ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Парламентская республика

    Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

    Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.5

    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию, Израиль, Турцию, Финляндию, Грецию.6

    Недостатки  парламентской республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности  партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже малочисленные партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей. Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, то есть эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, то есть мажоритарной или пропорциональной системами.7

Президентская республика

    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

    Наиболее  характерные черты президентской  республики :

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

    Классической  президентской республикой являются США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

    Президентская республика как форма правления  характеризуется в первую очередь  тем, что избранный глава государства  одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран  с согласия парламента и которое  он может распустить. Достоинство  президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить полномочия в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. 20 в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией. Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

    Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них  имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства  при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения  влияния парламента. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская  власть может оказаться в большей зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.8

Смешанные республиканские  формы правления

Информация о работе Республика как форма правления. Виды республик в зарубежных странах