Роль законодательной власти в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:50, реферат

Описание

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

Содержание

Введение - 2 -
1. Роль законодательной власти в государственном управлении - 4 -
Понятие и роль законодательной власти - 4 -
Органы законодательной власти - 4 -
Функции парламента - 8 -
2. Парламент - 10 -
Понятие и роль парламент - 10 -
Структура парламента - 12 -
Полномочия парламента - 14 -
Формирование палат парламента - 18 -
Роспуск парламента - 19 -
Статус парламентария - 20 -
Основные формы деятельности - 24 -
Парламентские процедуры - 26 -
3. Законодательный процесс. - 29 -
4. Федеральное Собрание Российской Федерации - 33 -
Государственная Дума - 35 -
Совет Федерации - 36 -
Заключение - 37 -
Список использованной литературы - 38 -

Работа состоит из  1 файл

Рефират по ГиМУ.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

Московский  Энергетический Институт

Национальный  исследовательский  университет

Институт  технологий, экономики  и предпринимательства 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

 «Государственное  и муниципальное управление»

     На  тему: «Роль законодательной  власти в      государственном управлении» 
 
 
 
 

     Выполнила:

       студентка группы ИТ-08-08

     Кучинова  Ольга Андреевна

     Проверил:

     Кандидат  технических наук

     Бондин  Олег Алексеевич 
 

г. Москва 2011 г.

 

Содержание

Введение - 2 -

1. Роль законодательной власти в государственном управлении - 4 -

Понятие и роль законодательной  власти - 4 -

Органы  законодательной  власти - 4 -

Функции парламента - 8 -

2. Парламент - 10 -

Понятие и роль парламент - 10 -

Структура парламента - 12 -

Полномочия  парламента - 14 -

Формирование  палат парламента - 18 -

Роспуск парламента - 19 -

Статус  парламентария - 20 -

Основные  формы деятельности - 24 -

Парламентские процедуры - 26 -

3. Законодательный процесс. - 29 -

4. Федеральное Собрание Российской Федерации - 33 -

Государственная Дума - 35 -

Совет Федерации - 36 -

Заключение - 37 -

Список использованной литературы - 38 - 

 

Введение

 

     Органы  законодательной власти занимают центральное  место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная  деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и  государства, конституции отдельных  стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства" (Конституция  Японии 1947 г., ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру  правила должны содержаться в  принимаемых парламентом законах.

     Как отмечает Д. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

     Главенствующее  положение законодательных органов  в механизме государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в  них. Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  конституции.

     При этом, сосредоточив в себе законодательные  функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные  органы других государств, зачастую вынуждены  в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или  иных актов правительству, отдельным  министерствам и ведомствам.

     В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные  законодательные органы, а также  законодательные органы субъектов  федерации, причем система органов  государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими  самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

     Следует отметить, что несмотря на монопольное  положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен  довольному эффективному воздействию  со стороны правительства. Нередко  правительство сосредотачивает  в своих руках всю или почти  всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все  направления деятельности парламента.

     Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом  плане более независим. Законодательная  инициатива в данном случае принадлежит  в основном депутатам, однако и в  этом случае исполнительная власть в  лице президента имеет много путей  воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать  с инициативой созыва специальных  сессий Конгресса.[4]

 

  1. Роль  законодательной  власти в государственном  управлении

Понятие и роль законодательной  власти

 

       Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон — конституция). Такие правила определяют основы общественно значимого (или полагаемого общественно значимым) поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений.

     Законодательная власть рассматривается как выражение  воли народа (хотя это не всегда так), его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую  силу и приоритет по сравнению  с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его. Лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), если признают, что  закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной  юридической силой. В некоторых  мусульманских странах (Иране, Пакистане  и др.) закон также может быть лишен действия, если он противоречит Корану.[2]

Органы  законодательной  власти

 

     Органы  законодательной власти осуществляют управление государством, прежде всего  путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем  формирования других органов государства  и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.

     Органом законодательной власти является прежде всего парламент. Это обобщенное название однопалатного или, чаще, двухпалатного  общегосударственного представительного  органа. В очень редких случаях (в  прошлом в ЮАР, Югославии) парламент  состоял из большего числа палат (от трех до шести). В некоторых странах  в доктрине используется триединое  понятие парламента (в Великобритании — две палаты и монарх, в Индии  — две палаты и президент). Иногда парламентами называют также законодательные  органы субъектов федераций, но обычно в данном случае используются термины  «законодательное собрание», «легислатура». В России парламент — двухпалатное Федеральное Собрание.

     Однопалатный  парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции). Одна из палат двухпалатного парламента называется обычно палатой депутатов (представителей), национальным собранием (в России — Государственная Дума), другая — сенатом (в федерациях иногда — советом союза), в России это  Совет Федерации. Почти во всех странах  большими правами обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственно  гражданами (частичные исключения есть в единичных странах, например, в  монархиях Бутане, Свазиленде), но иногда закон устанавливает фиксированное  представительство от разных категорий  населения (например, в Уганде помимо общей нормы представительства  есть 10 представителей от армии, пять —  от пенсионеров и инвалидов, три  — от рабочих и т.д.). Те или  иные фиксированные нормы представительства (в частности, для женщин, приверженцев некоторых религий) существуют во многих странах Востока (Иран, Пакистан и  др.). Верхняя палата парламента может  формироваться путем прямых, косвенных выборов, назначения и др. (в России с 2000 г. — по выборам и назначению от органов Субъектов Федерации).

     Как правило, парламент — единственный законодательный орган государства  и орган коллегиальный. Свои решения он принимает на заседаниях. Так действует парламент и в России. Однако в некоторых странах в дополнение к парламенту или вместо него существуют другие законодательные органы. В тех мусульманских странах, где нет парламента, законодательствует монарх — король, эмир, султан (Саудовская Аравия, Катар, Оман) или совет монархов (эмиров) составных частей федерации (Объединенные Арабские Эмираты). Правда, юридически их акты называются обычно не законами, а низамами, поскольку считается, что все необходимые законы (кануны) содержатся в Коране. В условиях военных режимов законодательствуют фактически военные советы, создаваемые после переворота (парламент распускается), а иногда — их председатель, объявляемый президентом. Изданные ими акты тоже обычно называются не законами, а законодательными декретами, декрет-законами, прокламациями и т.д.

     В некоторых странах законы, обычно по наиболее важным вопросам (в частности, об изменении конституции), принимают  надпарламентские органы, состоящие из всех членов парламента, а также из других лиц. В их состав входят президент, лица, избираемые или делегируемые от определенных социальных, а иногда и этнических групп, губернаторы, члены правительства, другие высшие должностные лица (например, судебных органов или прокуратуры). Орган надпарламентского типа существует в Туркменистане (Халк Маслахаты), в Индонезии (в последней стране он собирается раз в пять лет или в условиях чрезвычайных событий, главным образом для принятия программы развития, выборов президента и вице-президента), в Афганистане (джирга). Законы в некоторых странах могут принимать также подпарламентские органы, существующие в некоторых странах (Греция, Италия, Испания, Португалия и др.). Это так называемые решающие комиссии (или секции) парламента, которых например, в Греции, может быть создано не более двух. В таких мини-парламентах (с точки зрения численного состава) представлены пропорционально все фракции парламента. Решающие комиссии не вправе, однако, принимать законы по важным вопросам (конкретный перечень запретов установлен конституцией), а по другим — если против этого возражает хотя бы 1/10 часть парламентариев.

     В зарубежных странах существуют также  делегированное законодательство и акты, имеющие силу закона, издаваемые на основе, так называемой регламентарной власти. Делегированное законодательство — это акты исполнительной власти (они имеют разные названия: законодательные декреты, декрет-законы, ордонансы и др.), которые издаются по уполномочию парламента (обеих палат при двухпалатном парламенте) и имеют силу закона. Полномочие дается на срок (обычно краткий) или на издание акта по определенному, конкретному вопросу. Такой акт подлежит контролю парламента: представляется «на стол парламента» (сдается в библиотеку, в специальный комитет парламента по «подчиненному законодательству», по требованию депутатов может быть рассмотрен на пленарном заседании палаты парламента). По решению парламента он может быть отменен (например, если правительство, издавая акт, вышло за пределы делегированных полномочий). Издание актов, обладающих силой закона на основе регламентарной власти, не нуждается и в делегировании и осуществляется в соответствии с конституцией президентом (Египет), президентом или правительством (Франция) или на совместном заседании президента и правительства под председательством президента (Италия). Акты делегированного законодательства и регламентарной власти подлежат контролю парламента. В политических автономиях (например, в автономных областях Италии или на Аландских островах в Финляндии) законы могут издаваться только по предметам, отнесенным к их компетенции (в федерациях — также по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, но учитывая принцип верховенства федерального права, о котором говорилось выше).

Информация о работе Роль законодательной власти в государственном управлении