Роль законодательной власти в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:50, реферат

Описание

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

Содержание

Введение - 2 -
1. Роль законодательной власти в государственном управлении - 4 -
Понятие и роль законодательной власти - 4 -
Органы законодательной власти - 4 -
Функции парламента - 8 -
2. Парламент - 10 -
Понятие и роль парламент - 10 -
Структура парламента - 12 -
Полномочия парламента - 14 -
Формирование палат парламента - 18 -
Роспуск парламента - 19 -
Статус парламентария - 20 -
Основные формы деятельности - 24 -
Парламентские процедуры - 26 -
3. Законодательный процесс. - 29 -
4. Федеральное Собрание Российской Федерации - 33 -
Государственная Дума - 35 -
Совет Федерации - 36 -
Заключение - 37 -
Список использованной литературы - 38 -

Работа состоит из  1 файл

Рефират по ГиМУ.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

     По  своей структуре Федеральное  Собрание РФ состоит из двух равноправных палат — Государственной Думы и Совета Федерации, что отражает прежде всего федеративный характер нашей страны. Хотя официально, в  том числе и в Конституции  РФ, деления этих палат на нижнюю и верхнюю не проводится, тем не менее, учитывая порядок прохождения  законов (сперва в Государственной  Думе, а затем — в Совете Федерации), ряд других обстоятельств и сложившуюся  мировую конституционную практику, очень часто Государственная  Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней  палатой. В РФ двухпалатная структура  парламента была введена лишь в 1990 г., когда впервые в составе Верховного Совета РСФСР были образованы Совет  Республики и Совет Национальностей (до этого РСФСР имела однопалатный парламент, хотя СССР — двухпалатный). Ныне, в отличие от прошлого, палаты относительно самостоятельны и независимы друг от друга, не имеют общего руководящего органа (президиума), имеют существенно  разные компетенции, порядки формирования, статусы парламентариев, очень редко проводят совместные заседания палат, а их взаимодействие воплощает определенное разделение труда внутри единого парламента на основе взаимных уравновешивающих сдержек и противовесов.

     В связи с осуществлением в нашей  стране принципа разделения властей, введением  президентской формы республиканского правления и закреплением очень  сильной власти Президента РФ функции  парламента по Конституции РФ 1993 г. существенно ограничены по сравнению  с прошлым. Федеральное Собрание РФ ныне не обладает распорядительными  функциями, а его контрольные  функции существенно сужены. Но и  при этом парламент РФ — один из важнейших постоянно действующих  государственных институтов, органов  политической системы страны, место, роль и значение которого непозволительно  принижать в глазах общественности, что, к сожалению, происходит сегодня  по вине как отдельных парламентариев, так и во многом тенденциозных  оценок деятельности парламента некоторыми силами и в ряде средств массовой информации.

     Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим  органом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением  отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдельных случаях они могут  собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей  иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания РФ является Счетная палата, создаваемая для  контроля за выполнением федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться  согласительные комиссии в случаях  возникновения разногласий при  принятии законов. Что же касается регламентов  палат, то они разрабатываются и  принимаются каждой палатой отдельно, самостоятельно. Заседания палат  являются открытыми, хотя в определенных случаях, предусмотренных регламентом палаты, могут проводиться и закрытые заседания (ст. 99-101 Конституции РФ).

     Члены Федерального Собрания РФ обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному  досмотру, за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности других людей. Вопросы лишения депутатской  неприкосновенности решаются по представлению  Генерального прокурора РФ соответствующей  палатой Федерального Собрания РФ (ст. 98). Как депутаты Государственной  Думы, так и члены Совета Федерации  пользуются правом законодательной  инициативы (ст. 104).[3]

Государственная Дума

 

     Государственная Дума — одна из двух палат Федерального Собрания РФ, обеспечивающая прямое представительство  всего населения страны и играющая ведущую роль в законодательной  деятельности парламента. Она состоит  из 450 депутатов, избираемых на общенациональных выборах на основе сочетания пропорциональной (225 депутатов избираются по общефедеральному избирательному округу по партийным  спискам) и мажоритарной (225 депутатов  избираются по одномандатным избирательным  округам) систем сроком на 4 года. Выборы происходят на основе не только Конституции  РФ, но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (июнь 1999 г.).* Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  РФ, достигший 21 года и имеющий право  участвовать в выборах. Он не может  быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Работая на профессиональной постоянной основе, депутаты Государственной Думы не могут  находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 95—97).[3]

Совет Федерации

 

     Совет Федерации — верхняя палата российского  парламента, состоящая из представителей субъектов РФ. От каждого из 89 субъектов  РФ в Совет Федерации входят по должности по два представителя: главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти. Поэтому в его составе 178 членов, нередко именуемых сенаторами. Порядок формирования Совета Федерации  определяется Конституцией РФ и Федеральным  законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (декабрь 1995 г.). Члены Совета Федерации обладают высокой легитимностью, поскольку  главы как законодательного, так  и исполнительного органов государственной  власти субъектов РФ избираются в  них на основе прямого и свободного волеизъявления населения. Поскольку  такие выборы в субъектах РФ происходят в разное время, а не одновременно, постольку состав Совета Федерации  обновляется в той или иной мере ежегодно. Члены Совета Федерации  пользуются парламентской неприкосновенностью. Они не могут одновременно быть депутатами Государственной Думы. Совет Федерации  — одно из важнейших звеньев механизма  организации и функционирования федерализма в нашей стране, орган  постоянного согласования интересов  РФ в целом и ее субъектов.[3]

 

Заключение

 

      Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.[5]

      Многие  законы, которые создаются с огромными  интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная – должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

      Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая  литература, 1993. 64 с.
  2. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юристъ, 2003. 320 с.
  3. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2000. 492 с.
  4. Лазарев В. В. Теория государства и права. – М.: 1998. 69 с.
  5. Дмитриев А. М. Государственная власть в России. – М.: 2002. 350с.

Информация о работе Роль законодательной власти в государственном управлении