Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа
Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы ……………………………
26
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………... 38
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.
Построение и эффективное функционирование государства находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.
Формирование политики, адекватной потребностям государства, является необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни.
В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы, подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.
В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных отношений государства и религии.
Христианское учение способно указать величайшую социальную истину – внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество является важным условием для стабильности государства.
В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.
Взаимоотношения государства и религии на разных этапах общественного развития определялись разными обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему взаимоотношений государства и религии. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались многие духовные и светские мыслители.
Среди русских религиозных мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно. В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально наследие И.А.Ильина, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Л.Франка, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского и других. К их работам обращаются современные политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в «русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи – государства.
Современный этап дает новые возможности рассмотреть целый комплекс вопросов в отношении государства и религии, государства и церкви, усиление религии и причины вызывающие это явление.
Анализ опубликованных исследований и документальных материалов по данной теме показывает, что исследование данной проблемы лишь частично рассматривалось в политологической науке, и это еще раз доказывает необходимость более глубокого анализа государственной политики в области религии на современном этапе.
Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.
Объект исследования: взаимоотношения государства и церкви.
Предмет исследования: взаимосвязь политических и религиозных отношений в условиях трансформации общества в России.
Методологическая основа данного исследования обусловлена темой курсовой работы, которая затрагивает аспекты политологии, философии, социологии, права, истории, религиоведения и теологии.
Основу методологии работы составили диалектические законы, которые обеспечивают единство анализа проблемы, и категории познания политических, исторических и социальных процессов и явлений, рассматриваемые на основе следующих методов: структурно–функционального, исторического (необходимого для реконструкции взаимоотношений государства и церкви). При анализе документального материала использовался метод критического анализа.
В основу исследования легли официальные документы органов государственной власти, материалы Русской православной церкви; данные социологических опросов, проводимых различными исследовательскими центрами; публикации периодической печати, информация из сети Интернет и т.д.
Данная курсовая работа представляет собой результат самостоятельной работы над проблемой, в ходе которой проанализирована философская, политическая, юридическая, социологическая, историческая литература, важнейшие государственно–правовые документы, законодательство Российской Федерации, социальная концепция Русской Православной Церкви.
В результате проведенного исследования сделаны самостоятельные выводы теоретического характера.
Структура курсовой работы определена ее темой и построена по проблемно–хронологическому принципу. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два пункта, заключения, списка использованной литературы, приложения. Полный объем работы – 40 страниц. Список использованной литературы включает в себя 42 наименования.
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».[1]
Исследователи выделяют три основные модели государственно-церковных отношений:
1. Модель «Государственная Церковь».
Эта модель предполагает весьма тесное сотрудничество Церкви и государства в широком спектре общественных отношений. Основы веры обязательно изучаются в начальных и средних государственных школах. Религиозные праздники зачастую имеют государственный статус. Государственная Церковь имеет привилегии и преференции. Глава государства часто является и главой Церкви. В настоящее время статус государственной Церкви имеет евангелически-лютеранская церковь в странах Северной Европы, англиканская церковь в Великобритании, исламские государства и по существу Израиль. Хотя официально он считается светским государством, но миссионерская деятельность неиудейских религиозных организаций там запрещена, а позиции иудаизма очень высокие.
В дореволюционной России статус государственной Церкви имела Русская Православная Церковь. А в настоящее время среди Поместных Православных Церквей статус государственной религии существует в Греции, Финляндии, на Кипре. Правда, в Финляндии православные являются религиозным меньшинством, живущим в окружении инославных христиан.
2. Сепарационная модель взаимодействия Церкви и государства.
- государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, а Церковь – в дела государства, она только удовлетворяет религиозные потребности людей;
- государство не контролирует и не ведёт учёт своих граждан по религиозному признаку, Церковь не выполняет никаких государственных функций;
- государство не оказывает Церкви материальной поддержки.
«По существу это модель поведения светского государства. Самым радикальным её образцом является пример взаимоотношений Церкви и государства во Франции. Творцы французского варианта — представители радикальной буржуазии — исповедовали атеизм и либерализм, отрицая само существование Бога и незыблемых моральных ценностей», — пишет В.Сальников. Эта модель опирается на принцип «религия — частное дело каждого человека». Вместе с тем во Франции по средам учащиеся имеют свободный день для посещения церковной школы.
В свою очередь, американская модель, также отделяя церковь от государства, признаёт её основным фактором общественной жизни страны. Неверующий человек в США не имеет политического будущего. Например, атеист никогда не станет президентом. Ведь во время инаугурации тот приносит присягу на Библии. Религиозные формулы присяги также действуют в суде и армии. Заседания в палате представителей и сенате открывает капеллан — протестантский армейский священник.
Немецкая модель взаимодействия Церкви и государства, будучи формально сепарационной, всё-таки ближе к следующему виду — кооперационной. Хотя Германия провозглашается светским государством, её Конституция начинается словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом...». Особенностью германской модели отношений является выделение исторически доминирующих церквей, имеющих право на особые отношения с государством и его поддержку. При этом выделяются и деструктивные культы, за которыми установлен контроль со стороны спецслужб.
3. Кооперационная модель взаимодействия между государством и Церковью.
В рамках данной модели Церковь и государство заключают особые договоры о сотрудничестве и взаимоуважении — конкордаты. Они характерны для католических стран.
Какая модель действует в России?
К сожалению, четкой сформированной модели государственно-церковных отношений у нас не существует.
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах
Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:
1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.