Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа
Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы ……………………………
В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.
Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.
Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.
Таким образом, в России, где с середины 1990-х годов складывается кооперационная модель государственно-
Итак, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:
1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-
2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы – введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений – не позволит полностью устранить проблему – возвращение государственно-
Представляется, что при определении перспектив развития государственно-
1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач.
То, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона «О свободе совести» наиболее часто организуется факультативное обучение основам православия, вполне естественно. Однако это ни в коей мере не означает, что должны быть ограничены права мусульман, католиков или протестантов на реализацию указанного права.
Между тем кооперационная модель государственно-
2. При кооперационной модели государственно-
3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения.
Рассмотрение современного состояния и перспектив развития правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в России позволяет сделать следующие выводы:
1. С середины 1990-х годов в России РПЦ и некоторые иные крупнейшие религиозные объединения приобрели привилегированный статус. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).
2. Ведущие конфессии сотрудничают с государством на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами, чей правовой статус вызывает вопросы и которые в значительной мере сводятся к декларациям о намерении сотрудничать. В ближайшей перспективе наиболее влиятельные конфессии заинтересованы в такой ситуации, поскольку она позволяет им сохранять привилегированное положение.
3. Перспективным путем развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях полагаем установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путем установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-
На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.
Список литературы
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.
2. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999.
3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996.
4. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. М., 1990-№21.
5. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997. // Российская газета, 1 октября. 1997.
6. Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.
7. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно–правовой институт // Вестн. Моск. ун–та. Сер.11. Право.–1999.–№1.
8. Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы //Соц.– полит. журн. – 1996.– № 4.
9. Агапов А П. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. - 1998. - № 2.
10. Аман И.В. Государство и церковь // Континент № 86.
11. Бердяев Н. О русской философии: В 2–х ч. ч.1. / Сост., вступ. ст. и прим. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. – Свердловск: Изд–во Урал. ун–та, 1991.
12. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.
13. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
14. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.
15. К. Н. Костюк. Русская православная Церковь в гражданском обществе. М. 1998.
16. Как была крещена Русь. – 2–е изд. – М.: Политиздат, 1989.
17. Каневский К. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.
18. Карташов В.А. Собрание сочинений. В 2 томах. - М.: ТЕРРА, 1992.
19. Локк Д. Избранные философские произведения: В 3-х т.- М., 1985.
20. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г.
21. Михайлов Г. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.–аналит. бюллетень. – М.: Изд–во РАГС, 1999.– № 2.
22. Мозговой С.А. Актуальные проблемы свободы вероисповедания//Свобода вероисповедания, государственно-
23. Мозговой С.А. Силовики благочестия//Отечественные записки. 2003. № 1.
24. Морозова Л.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.
25. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.
26. Подберезский И. Где кому молиться?//Религия и право. 2000. № 6.
27. Полосин В. Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.
28. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
29. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.
30. Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.
31. Русская православная церковь в советское время (1917-1991) (том I). М.: Планета, 1993.
32. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
33. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.
34. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
35. Стрекозов В.Г., Королев Г.Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения//Государство и право. 1994. № 5.
36. Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.
37. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.
38. Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989.
39. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. М., 1999.
40. Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.
41. Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 1996.
42. Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000.
[1] Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 № 11. стр.40.
[2] Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 1996.
[3] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.207
[4] Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- с.135
[5] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.208
[6] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.209
[7] Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- с.137
[8] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- с.123
[9] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.210
[10] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. Кн. 2.с.280
[11] Там же. С.285
[12] Там же. С.288
[13] Конституция РФ // Вершина. М., 2003. стр. 7.
[14]Каневский К. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 15 – 16.
[15] Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимодействия//Государство и право. 1995. № 3. С. 87 – 88.
[16] Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000. С. 44 – 47.
[17] Подберезский И. Где кому молиться?//Религия и право. 2000. № 6. С. 18 – 19.
[18] Мозговой С.А. Силовики благочестия//Отечественные записки. 2003. № 1. С. 80.
[19] Мозговой С.А. Актуальные проблемы свободы вероисповедания//Свобода вероисповедания, государственно-
[20]Стрекозов В.Г., Королев Г.Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения//Государство и право. 1994. № 5. С. 57 – 58.