Россия и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
 Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
 Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
 Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.

Следует отметить укрепление положения церкви в России.  О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.),  да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

Таким образом, в России, где с середины 1990-х годов складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, представители ведущих религиозных объединений поддерживают ее дальнейшее развитие. Эта позиция отражается и в стремлении названных объединений и далее укреплять личные контакты с представителями власти и развивать систему соглашений с органами власти.

Итак, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:

1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-конфессиональных отношений.

2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы – введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений – не позволит полностью устранить проблему – возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.

Представляется, что при определении перспектив развития государственно-конфессиональных отношений и совершенствовании законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях важно учесть следующие подходы:

1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач.

То, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона «О свободе совести» наиболее часто организуется факультативное обучение основам православия, вполне естественно. Однако это ни в коей мере не означает, что должны быть ограничены права мусульман, католиков или протестантов на реализацию указанного права.

Между тем кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений в России построена во многом на основе правовых и иных ограничений деятельности религиозных меньшинств, на игнорировании правоприменительными органами их прав. Зачастую привилегированный статус РПЦ определяется тем, что иные религиозные объединения не могут осуществить свои права. Это противоречит светскому демократическому правовому характеру российского государства, грубо нарушает свободу совести каждого и право на объединение.

2. При кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России важнейшее значение приобретает четкое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями. При сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений можно ограничиться установлением основных правил взаимодействия государственных органов и учреждений с религиозными объединениями, так как оно сведено к минимуму. Если же оно довольно масштабно и является одним из основных элементов государственно-конфессиональных отношений, необходимо детальное правовое регулирование порядка его осуществления во всех сферах сотрудничества с учетом конституционных принципов.

3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения.

Рассмотрение современного состояния и перспектив развития правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в России позволяет сделать следующие выводы:

1. С середины 1990-х годов в России РПЦ и некоторые иные крупнейшие религиозные объединения приобрели привилегированный статус. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).

2. Ведущие конфессии сотрудничают с государством на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами, чей правовой статус вызывает вопросы и которые в значительной мере сводятся к декларациям о намерении сотрудничать. В ближайшей перспективе наиболее влиятельные конфессии заинтересованы в такой ситуации, поскольку она позволяет им сохранять привилегированное положение.

3. Перспективным путем развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях полагаем установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путем установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надежную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.

На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

 

 


Список литературы

 

1.        Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.

2.        Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999.

3.        Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996.

4.        О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. М., 1990-№21.

5.        О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997. // Российская газета, 1 октября. 1997.

6.        Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.

7.          Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно–правовой институт // Вестн. Моск. ун–та. Сер.11. Право.–1999.–№1.

8.        Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы //Соц.– полит. журн. – 1996.– № 4.

9.        Агапов А П. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. - 1998. - № 2.

10.   Аман  И.В.  Государство и церковь // Континент № 86.

11.   Бердяев Н. О русской философии: В 2–х ч. ч.1. / Сост., вступ. ст. и прим. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. – Свердловск: Изд–во Урал. ун–та, 1991.

12.   Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.

13.   Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.

14.   Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.

15.   К. Н. Костюк. Русская православная Церковь в гражданском обществе. М. 1998.

16.   Как была крещена Русь. – 2–е изд. – М.: Политиздат, 1989.

17.   Каневский К. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.

18.   Карташов В.А. Собрание сочинений. В 2 томах. - М.: ТЕРРА, 1992.

19.   Локк Д. Избранные философские произведения: В 3-х т.- М., 1985.

20.   Луцкевич В.  Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г.

21.   Михайлов Г. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.–аналит. бюллетень. – М.: Изд–во РАГС, 1999.– № 2.

22.        Мозговой С.А. Актуальные проблемы свободы вероисповедания//Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. «Круглый стол» в Измайлово. 2002. 16 января.

23.        Мозговой С.А. Силовики благочестия//Отечественные записки. 2003. № 1.

24.   Морозова Л.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.

25.   Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.

26.   Подберезский И. Где кому молиться?//Религия и право. 2000. № 6.

27.   Полосин В.  Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.

28.   Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.

29.   Радугин А.А., Радугин К.А.  Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.

30.   Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.

31.   Русская православная церковь в советское время (1917-1991) (том I). М.: Планета, 1993.

32.   Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н.  Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

33.   Смелзер Н.  Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

34.   Сорокин П.А. Социокультурная  динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

35.   Стрекозов В.Г., Королев Г.Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения//Государство и право. 1994. № 5.

36.   Струве Н.А.  Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.

37.   Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

38.   Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989.

39.   Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. М., 1999.

40.   Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.

41.   Шаргунов А.  Церковь и власть // Москва № 1. 1996.

42.   Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000.

 



[1] Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 № 11. стр.40.

[2] Шаргунов А.  Церковь и власть // Москва № 1. 1996.

[3] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.207

[4] Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- с.135

[5] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.208

[6] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.209

[7] Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- с.137

[8] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- с.123

[9] Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- с.210

[10] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. Кн. 2.с.280

[11] Там же. С.285

[12] Там же. С.288

[13] Конституция РФ // Вершина. М., 2003. стр. 7.

[14]Каневский К. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 15 – 16.

[15] Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимодействия//Государство и право. 1995. № 3. С. 87 – 88.

[16] Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000. С. 44 – 47.

[17] Подберезский И. Где кому молиться?//Религия и право. 2000. № 6. С. 18 – 19.

[18] Мозговой С.А. Силовики благочестия//Отечественные записки. 2003. № 1. С. 80.

[19] Мозговой С.А. Актуальные проблемы свободы вероисповедания//Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. «Круглый стол» в Измайлово. 2002. 16 января. С. 55 – 56.

[20]Стрекозов В.Г., Королев Г.Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения//Государство и право. 1994. № 5. С. 57 – 58.


Информация о работе Россия и церковь