Россия и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
 Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
 Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
 Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

2.2.           Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России

В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к по­степенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее вос­производства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно ко­роткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос обществен­ный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой обще­ственного мнения. Поддержку и одобрение, как государственных орга­нов, так и общественности встречает деятельность религиозных орга­низаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах мас­совой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представи­тельные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и цере­моний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается об­ращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеи­стами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, ок­культизм, всякого рода суеверия.

Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий.

Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и религиозных объединениях».[13]

Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индиви­дов и их различных социальных общностей — семейных, территориаль­ных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась актив­ность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддий­ских) и нетрадиционных.

Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений.

В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-церковных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно Русская Православная Церковь (далее – РПЦ), приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях – от благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических конфликтов.

Необходимо отметить положительное значение социального служения религиозных объединений. Их социальная работа – одно из важных направлений восстановления находящейся в глубоком упадке социальной сферы. Религиозные объединения вносят свой вклад в восстановление и приумножение культурного наследия России, связанного с религиозной традицией. Возрождение национальных обычаев народов России также во многом связано с осмыслением и возрождением их религиозных традиций.

Отмечая позитивный вклад религиозных объединений в развитие российского государства и общества, мы не можем игнорировать негативные аспекты религиозного возрождения в России. Сложившиеся к настоящему времени государственно-конфессиональные отношения привели к клерикализации[14] государства и общества, размыванию принципа светского государства, нарушениям права граждан на свободу совести.

Одним из основных принципов регулирования государственно-конфессиональных отношений в России является разделение религиозных объединений на «традиционные» и «иные», хотя юридически такая классификация в российском законодательстве не установлена.

В настоящее время на федеральном уровне устоялся перечень «традиционных конфессий». Этот перечень включает РПЦ – наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские объединения и Традиционную буддийскую сангху России. С теми или иными отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. РПЦ и другим религиозным организациям в России предоставлены привилегия, которые исследователи относят к признакам государственной церкви. Например, Л.А. Морозова относит к последним финансирование церкви из государственного бюджета, предоставление ей широких полномочий в области воспитания и образования, в том числе обучения религии в школах.[15] И подобные преференции РПЦ и отчасти иным российским религиозным объединениям предоставлены.

Особый статус РПЦ выражается и в том, что органы государства и местного самоуправления оказывают ей финансовую поддержку. Основные формы такой поддержки в центральной России таковы:

– прямые дотации храмам;

– финансирование администрациями субъектов Российской Федерации православных изданий и учебных заведений, в том числе совместное учредительство региональными государственными органами и соответствующими епархиями официальных областных газет;

– содействие государственных органов деятельности фондов по сбору средств на воссоздание храмов, в том числе прямое участие региональных властей в таких фондах в качестве соучредителей.[16]

Особый статус наиболее влиятельных религиозных объединений находит свое отражение в действующих нормативно-правовых актах. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).

Значительные привилегии имеют РПЦ и иные крупнейшие религиозные объединения России во взаимоотношениях с силовыми структурами. Нередко военкоматы сотрудничают с православными священниками, а в некоторых регионах и с мусульманскими священнослужителями и вводят их в состав призывных комиссий. В последнее время в ритуал принесения присяги вносится религиозная составляющая. Такая практика приводит к разделению военнослужащих по религиозному признаку. Это также нарушает конституционный принцип равенства всех религиозных объединений, так как для одних конфессий двери военкоматов и воинских частей открыты, а для других нет.

Поездки представителей РПЦ в армию сопровождаются освящением боевых кораблей, боевой техники и знамен. Так как после освящения знамена, военная техника становятся православными святынями, это нередко негативно воспринимают представители других конфессий (мусульмане, старообрядцы), что может вызвать напряженность на религиозной почве в воинских частях.[17]

Симптомом клерикализации является и открытие при светских государственных структурах храмов, создание «православных» воинских частей и классов. Создание «православных» детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что «нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские… Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща».[18]

Иногда предлагается юридически легализовать такой статус избранных религиозных организаций, закрепив в законодательстве понятие «традиционные религиозные организации».

Введение в правовое поле понятия традиционных религиозных объединений нацелено на получение дополнительных прав ведущих религиозных объединений. Оно нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений (статья 14 Конституции России) и непосредственно связанные с ним положения Конституции России о праве каждого на свободу совести (статья 28) и равенстве прав и свобод человека независимо от отношения к религии (статья 19), поскольку поставят в неравное положение приверженцев различных религиозных учений.[19]

Нередко в качестве перспективного пути развития правовой основы социального партнерства государства и религиозных объединений в России рассматривается развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений. Однако в настоящее время в России в значительной мере именно соглашения определяют развитие государственно-конфессиональных отношений, и недостатки такой системы уже выявились на практике.

В современной России широко распространилась практика заключения договоров и соглашений религиозных организаций с государственными органами как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На федеральном уровне РПЦ заключила договоры с Минобразования России, Минобороны России, МВД России, ФПС России и другими министерствами и ведомствами. После реорганизации федеральных органов исполнительной власти, думается, система соглашений о сотрудничестве РПЦ с органами власти постепенно будет восстановлена.

На региональном уровне, как правило, епархия РПЦ заключает соглашение о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации, в развитие которого заключаются соглашения с региональными отраслевыми управлениями. Во многих субъектах Российской Федерации заключены договоры РПЦ с органами управления образованием. Однако статус подобных соглашений с точки зрения законодательства проблематичен.

Таким образом, органы власти сотрудничают с религиозными объединениями без должного правового основания. В частности, отсутствие четкого правового регулирования реализации права на свободу совести военнослужащих, притом, что особенностью воинской службы является разрешительный порядок реализации прав военнослужащих, в том числе права на свободу совести[20], не позволяет гарантировать данное право военнослужащих в полной мере. В то же время такая ситуация позволяет наиболее влиятельному религиозному объединению – РПЦ – сотрудничать с Вооруженными Силами Российской Федерации на основе договоренностей и ограничивать доступ в армию другим конфессиям.

И подобная ситуация может обернуться против религиозных объединений. Пока сотрудничество государства и церкви остается вне правовых рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций, последние не будут иметь возможности защитить свои права.

Отсутствие правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношения органов власти и религиозных объединений, не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств.

Так, в некоторых субъектах Российской Федерации взаимоотношения региональных властей и религиозных объединений основаны на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав сторонников всех вероучений.

Напротив, в ряде субъектов Российской Федерации сложилась система особых отношений РПЦ и региональной власти. Часто местными и региональными органами власти распространяются списки религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и, тем более, сотрудничать, либо справочно-методические рекомендации с подобными пожеланиями.

Несмотря на перечисленные недостатки современных государственно-конфессиональных отношений в России, в ближайшее время РПЦ и иные крупные религиозные объединения России выиграют от отсутствия четких правил регулирования государственно-конфессиональных отношений и рассчитывают добиться дополнительных прав и привилегий.

Особенно часто о необходимости тесного сотрудничества с государством говорят представители РПЦ.

Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений – одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.


Заключение

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.  

Информация о работе Россия и церковь