Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа
Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений………………………………………………………………….. 7
1.1. Режим государственной церкви в современных государствах…. 9
1.2. Режим светского государства……………………………………... 15
Глава 2. Россия и церковь…………………………………………………. 19
2.1. Становление и развитие государственно-церковных отношений в России…………………………………………………………….. 19
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России……………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы ……………………………
2.2. Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России
В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.
Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку и одобрение, как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия.
Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий.
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и религиозных объединениях».[13]
Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей — семейных, территориальных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных.
Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений.
В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-церковных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно Русская Православная Церковь (далее – РПЦ), приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях – от благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических конфликтов.
Необходимо отметить положительное значение социального служения религиозных объединений. Их социальная работа – одно из важных направлений восстановления находящейся в глубоком упадке социальной сферы. Религиозные объединения вносят свой вклад в восстановление и приумножение культурного наследия России, связанного с религиозной традицией. Возрождение национальных обычаев народов России также во многом связано с осмыслением и возрождением их религиозных традиций.
Отмечая позитивный вклад религиозных объединений в развитие российского государства и общества, мы не можем игнорировать негативные аспекты религиозного возрождения в России. Сложившиеся к настоящему времени государственно-
Одним из основных принципов регулирования государственно-
В настоящее время на федеральном уровне устоялся перечень «традиционных конфессий». Этот перечень включает РПЦ – наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские объединения и Традиционную буддийскую сангху России. С теми или иными отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. РПЦ и другим религиозным организациям в России предоставлены привилегия, которые исследователи относят к признакам государственной церкви. Например, Л.А. Морозова относит к последним финансирование церкви из государственного бюджета, предоставление ей широких полномочий в области воспитания и образования, в том числе обучения религии в школах.[15] И подобные преференции РПЦ и отчасти иным российским религиозным объединениям предоставлены.
Особый статус РПЦ выражается и в том, что органы государства и местного самоуправления оказывают ей финансовую поддержку. Основные формы такой поддержки в центральной России таковы:
– прямые дотации храмам;
– финансирование администрациями субъектов Российской Федерации православных изданий и учебных заведений, в том числе совместное учредительство региональными государственными органами и соответствующими епархиями официальных областных газет;
– содействие государственных органов деятельности фондов по сбору средств на воссоздание храмов, в том числе прямое участие региональных властей в таких фондах в качестве соучредителей.[16]
Особый статус наиболее влиятельных религиозных объединений находит свое отражение в действующих нормативно-правовых актах. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).
Значительные привилегии имеют РПЦ и иные крупнейшие религиозные объединения России во взаимоотношениях с силовыми структурами. Нередко военкоматы сотрудничают с православными священниками, а в некоторых регионах и с мусульманскими священнослужителями и вводят их в состав призывных комиссий. В последнее время в ритуал принесения присяги вносится религиозная составляющая. Такая практика приводит к разделению военнослужащих по религиозному признаку. Это также нарушает конституционный принцип равенства всех религиозных объединений, так как для одних конфессий двери военкоматов и воинских частей открыты, а для других нет.
Поездки представителей РПЦ в армию сопровождаются освящением боевых кораблей, боевой техники и знамен. Так как после освящения знамена, военная техника становятся православными святынями, это нередко негативно воспринимают представители других конфессий (мусульмане, старообрядцы), что может вызвать напряженность на религиозной почве в воинских частях.[17]
Симптомом клерикализации является и открытие при светских государственных структурах храмов, создание «православных» воинских частей и классов. Создание «православных» детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что «нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские… Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща».[18]
Иногда предлагается юридически легализовать такой статус избранных религиозных организаций, закрепив в законодательстве понятие «традиционные религиозные организации».
Введение в правовое поле понятия традиционных религиозных объединений нацелено на получение дополнительных прав ведущих религиозных объединений. Оно нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений (статья 14 Конституции России) и непосредственно связанные с ним положения Конституции России о праве каждого на свободу совести (статья 28) и равенстве прав и свобод человека независимо от отношения к религии (статья 19), поскольку поставят в неравное положение приверженцев различных религиозных учений.[19]
Нередко в качестве перспективного пути развития правовой основы социального партнерства государства и религиозных объединений в России рассматривается развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений. Однако в настоящее время в России в значительной мере именно соглашения определяют развитие государственно-
В современной России широко распространилась практика заключения договоров и соглашений религиозных организаций с государственными органами как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На федеральном уровне РПЦ заключила договоры с Минобразования России, Минобороны России, МВД России, ФПС России и другими министерствами и ведомствами. После реорганизации федеральных органов исполнительной власти, думается, система соглашений о сотрудничестве РПЦ с органами власти постепенно будет восстановлена.
На региональном уровне, как правило, епархия РПЦ заключает соглашение о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации, в развитие которого заключаются соглашения с региональными отраслевыми управлениями. Во многих субъектах Российской Федерации заключены договоры РПЦ с органами управления образованием. Однако статус подобных соглашений с точки зрения законодательства проблематичен.
Таким образом, органы власти сотрудничают с религиозными объединениями без должного правового основания. В частности, отсутствие четкого правового регулирования реализации права на свободу совести военнослужащих, притом, что особенностью воинской службы является разрешительный порядок реализации прав военнослужащих, в том числе права на свободу совести[20], не позволяет гарантировать данное право военнослужащих в полной мере. В то же время такая ситуация позволяет наиболее влиятельному религиозному объединению – РПЦ – сотрудничать с Вооруженными Силами Российской Федерации на основе договоренностей и ограничивать доступ в армию другим конфессиям.
И подобная ситуация может обернуться против религиозных объединений. Пока сотрудничество государства и церкви остается вне правовых рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-
Отсутствие правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношения органов власти и религиозных объединений, не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств.
Так, в некоторых субъектах Российской Федерации взаимоотношения региональных властей и религиозных объединений основаны на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав сторонников всех вероучений.
Напротив, в ряде субъектов Российской Федерации сложилась система особых отношений РПЦ и региональной власти. Часто местными и региональными органами власти распространяются списки религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и, тем более, сотрудничать, либо справочно-методические рекомендации с подобными пожеланиями.
Несмотря на перечисленные недостатки современных государственно-
Особенно часто о необходимости тесного сотрудничества с государством говорят представители РПЦ.
Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений – одна из актуальнейших проблем государственно-
Заключение
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.