Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:08, контрольная работа
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.
Введение………………………………………………………………………...…2
Основные черты монополий…………………………………………...….3
Виды монополий………………………………………………………...…8
Барьеры для вхождения новых фирм в рынок монополий………...…..11
Преимущества и недостатки монопольного рынка………………….…13
Рыночное равновесие в условиях монополии…………………………..19
Признаки монополизации рынка…………………………………...……22
Регулирование деятельности монополий……………………………….24
Антимонопольная политика……………………………………….……..27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованной литературы…………………………………….……..34
В условиях оптимума Парето нет непроизводительной растраты ресурсов. Такая ситуация характерна для рынка совершенной конкуренции.
На рисунке 6 точка рыночного равновесия Е оптимальна по Парето, поскольку она выражает равенство предельной полезности блага и предельных издержек его производства. Иначе говоря, поскольку эта точка показывает равновесную цену и равновесный объем, то каждый потребитель оценивает единицу своих покупок по ее предельной полезности и предельным издержкам.
Если мы захотим улучшить положение потребителей за счет понижения цены до уровня Р1, то на рынке будет предложено меньше товара и потребители готовы будут платить более высокие цены Р2, чтобы фирмы расширили производство. Напротив, если бы производилось больше товара Q2, то потребители оценили бы каждую единицу ниже предельных издержек. Рынок совершенной конкуренции учитывает лишь те издержки, которые окупаются.
Наконец,
у свободного рынка есть еще одно
важное преимущество: он разрушает
экономические границы
Таким образом, рыночная система обеспечивает решение трех фундаментальных проблем: что производить, как производить, для кого производить.
Однако
в своей жизнедеятельности
Невозможность идеального соблюдения всех условий совершенной конкуренции приводит к тому, что рыночный механизм дает сбои. Это проявляется в нестабильности экономического развития: подъемы перемежаются спадами, которым сопутствуют такие «болезни» рынка, как инфляция и безработица. Конкуренция, способствуя концентрации производства и капитала, сама порождает собственную противоположность - монополию, что коренным образом подрывает условия свободной конкуренции.
Всей своей системой рыночного распределения доходов в соответствии с собственностью на определенные ресурсы чистый капитализм ведет к глубокой дифференциации в уровне жизни различных слоев населения. В модели чисто рыночного регулирования не заложены механизмы социальной защиты тех или иных слоев населения, что обусловливает глубокие социально-экономические и политические конфликты.
С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимального уровня жизни всем. Следовательно, нужно перераспределение. Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.
Механизм свободного рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе. Дело в том, то люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но платежеспособности не предъявляют. По этой причине производители, занятые в рыночных секторах экономики, не могут их производить. Такие товары и услуги получили название общественных благ. Это блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. Для общественных благ характерно неконкурентное потребление, то есть потребление блага одним индивидом не уменьшает его доступности для других.
К таким благам относятся: национальная оборона, государственное управление, охрана природы, фундаментальная наука и др. Это так называемые чисто общественные блага. Но есть блага, которые могут иметь черты и общественного, и частного блага. Такие блага называют смешанными: образование, здравоохранение, дороги и т.п. Такие виды деятельности не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям, и для также не существует достаточной мотивации.
Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами и т.д. Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они взаимосвязаны с взаимозависимостью функции полезности и производственной функции. Отрицательные эффекты навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых благ и ресурсов. Именно отрицательные эффекты порождают конфликт между соседями на почве получения выгод одними за счет других.
Свободный рынок зачастую игнорирует негативные последствия принимаемых решений для общества в целом, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
Рыночный механизм не решает региональных проблем (любых их видов – экономических, демографических, социальных и других).
Региональные проблемы относятся к числу наиболее острых практически во всех странах. Они возникают вследствие нескольких причин, первая из которых – бедность региона природными ресурсами. Примером могут служить центральные районы России, так называемое Нечерноземье. В условиях рынка в подобных районах трудно обеспечить населению тот же уровень жизни, что и других частях страны.
Другая
причина – невозможность
Если
наблюдается стагнация или
Ликвидировать
эти дисбалансы при помощи рыночного
механизма практически
Рынок
не обеспечивает устойчивое макроэкономическое
равновесие, в особенности между
инвестиционным спросом и предложением
сбережений.
Крайним
проявлением несовершенной
Поскольку
монополист действует на рынке один,
кривая спроса совпадает для него
с кривой совокупного спроса для
всего рынка. В связи с тем,
что последняя имеет отрицательный
наклон, монополия отказывается принимать
цену как данность (в отличие от рынка
чистой конкуренции), а пытается выбрать
для себя наиболее удачное соотношение
комбинации «цена-количество»(Цм и Цк),
максимизирующее прибыль (рис. 1).
а) краткосрочный интервал времени. б) долгосрочный период.
Рис.1. Рыночное
равновесие в условиях чистой монополии.
Как видно из рисунка 1 (а) в этом случае монополия имеет потери, так как ряд потенциальных преимуществ маркетинга остается нереализованными. Однако, существуют и некоторые позитивные моменты деятельности монополии. Опасаясь появления на рынке конкурентов и товаров заменителей, монополист вынужден стимулировать развитие базовых технологий как с целью минимизации издержек, так и для разработки новых, более совершенных товаров. Кроме того, экономия на масштабах производства может превысить (с точки зрения экономической эффективности) целесообразность создания условий для конкуренции.
По иному ведет себя монополия в долгосрочном периоде(рис.1 б). Она добивается использования всей возможной экономии от масштабов производства. Однако, потребители не получают всех преимуществ от низких издержек монополиста, так как монопольная цена (Цм), как правило, значительно превышает уровень средних совокупных (АС) и предельных издержек (МС).
Более
того, если отсутствует угроза появления
конкурентов, монополия, начиная с
точки долгосрочного
Иногда, вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получать максимальную прибыльна краткосрочном интервале времени, монополист может назначить несколько меньшую цену. В такой ситуации прибыль будет умерена по размерам, но тогда рынок станет менее привлекательным для потенциальных конкурентов. Лимитирующее ценообразование применяется, когда монополист имеет преимущества перед возможными конкурентами по удельным издержкам и ограничивает краткосрочную прибыль исключительно с целью входа на рынок.
Представленные рассуждения строились из предположения, что монополист реализует свои товары всем потребителям по одной цене. На практике же часто применялась ценовая дискриминация в отношении сегментов рынка с различной эластичностью спроса по цене. Более высокие цены устанавливаются для сегментов с неэластичным спросом, менее высокие – для сегментов рынка с эластичным спросом. Ценовая дискриминация позволяет извлекать дополнительный доход, который не связан с различием в издержках из-за индивидуального подхода к различным потребителям.
Вместе
с тем нельзя говорить и об исключительной
неэффективности ограничения
В целом же анализ представленных моделей позволяет утверждать о негативном влиянии монополизации рынков на развитие экономики:
нарушаются основные права конечных потребителей, так как оно вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно завышенном предложении;
чрезмерная
монополизация приводит к структурным диспропорциям в развитии рынка.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что представленные теоретические модели, безусловно, требуют дальнейшего развития и уточнения. Чем ближе реальная рыночная структура к конкретной модели, тем заметнее будут в ней проявляться описанные механизмы конкуренции.
Однако,
это не означает, что с помощью изложенных
четырех моделей конкуренции можно описать
все многообразие сложного и противоречивого
состояния реальных рынков. О преимуществах
и недостатках моделей конкуренции необходимо
судить в первую очередь с точки зрения
конкретного исторического этапа развития
рыночных отношений, экономических особенностей
рынка и опыта конкуренции.
Поскольку монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и монополии, можно выделить следующие ее признаки:
•
как и при совершенной
• все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая фирма реализует продукт, отличный от товаров других фирм;
• производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;