Рынок монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Основные черты монополий…………………………………………...….3
Виды монополий………………………………………………………...…8
Барьеры для вхождения новых фирм в рынок монополий………...…..11
Преимущества и недостатки монопольного рынка………………….…13
Рыночное равновесие в условиях монополии…………………………..19
Признаки монополизации рынка…………………………………...……22
Регулирование деятельности монополий……………………………….24
Антимонопольная политика……………………………………….……..27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованной литературы…………………………………….……..34

Работа состоит из  1 файл

Стикин.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

       • каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;

       • ограниченный контроль над ценами;

       • невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью  ограничения объема производства и  искусственного повышения цен;

       • отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;

       • самостоятельность фирм в определении  своей структуры;

       • свобода входа и выхода фирм из отрасли.

       В условиях монополистической конкуренции  получают развитие неценовые факторы  соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.

       Приспосабливать потребительский спрос к продукту призвана реклама. В отношении ее существуют разные суждения. Одни экономисты утверждают, что огромные расходы на рекламу (в США — 100 млрд долларов в год, в мире — 500 млрд долларов в год) носят расточительный характер и ослабляют конкуренцию. Реклама довольно часто вводит в заблуждение покупателей, ставит средства массовой информации в зависимость от рекламодателей, что ведет к искажению объективности передаваемой информации. Другие экономисты считают, что реклама позволяет покупателям узнать о новых товарах, производителях, направлениях моды. Она стимулирует повышение уровня эффективности производства, обостряет конкурентную борьбу, препятствует монополизации рынков благодаря передаче информации о новых производствах и продуктах.

       Применение  ценовых методов соперничества  в условиях монополистической конкуренции  обусловлено невозможностью тайного  сговора между фирмами по вопросу  уровня цен, так как предлагаемая продукция дифференцированная, хотя и взаимозаменяемая. 
 

  1. Регулирование деятельности монополий

       Большинство чистых монополий представляют собой  естественные монополии и поэтому  подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место  в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что количество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае увеличения  цен главными естественными монополисты и в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством путей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

       1. Установление государственной собственности  на предприятия - естественные  монополии, а следовательно, и  государственных цен на их  продукцию.

       2. Государственное регулирование  естественных монополий с помощью  установления предельного уровня  рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

       При анализе вопросов регулирования  деятельности естественных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмотрим эту проблему на конкретном примере гипотетической естественной монополии, основные параметры которой будут характеризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Qopt и цене РА. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выполняется требование эффективного распределения ресурсов в экономике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация равенства цены и предельных издержек.

       В нашем случае график спроса и график предельных издержек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Рв. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Рв, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия РВВDx. Таким образом, государство искусственно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкуренции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монополист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Рв получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покрывает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как РB ниже минимального значения АТС, то фирма несет убытки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.

       

       Выход из этой ситуации может быть в следующем:

       • предоставление со стороны государства  субсидий регулируемым естественным монополиям;

       • согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осуществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графиком спроса на монопольный продукт;

       • чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Рс (проекция точки пересечения графиков АТС и Dx на ось ординат).

       Перед государством в большинстве случаев  стоит проблема, что предпочесть — неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм. 
 

  1. Антимонопольная политика

       В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

       Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом  по созданию экономических, организационных  и правовых условий, в которых  появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

         Ограничение монополистической  деятельности — процесс формирования  и реализации условий, не позволяющих  доминирующим на рынке хозяйствующим  субъектам злоупотреблять своей  рыночной властью, ограничивая  конкуренцию и ущемляя интересы  других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

       Пресечение  монополистической деятельности —  собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению  фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным  законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

       Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

       Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

       Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

       Федеральный антимонопольный орган, как установлено  п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации  и Законом, наделяет территориальные  органы полномочиями в пределах своей компетенции.

         Задачи и цели антимонопольных  органов. 

       Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность  его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся:

         • содействие формированию рыночных  отношений на основе развития  конкуренции и предпринимательства;

         • предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

         • государственный контроль за  соблюдением антимонопольного законодательства.

       Федеральный антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо  перечисленные в Законе:

       • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

       •дает рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

       • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и  обращения;

       • контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов;

       • контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

       Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

         • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

       • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

       • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

       • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в  целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих субъектов;

       • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических  зон;

       • о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных тарифов;

       • о внесении изменений в перечни  видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

       Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

       Полномочия  федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Информация о работе Рынок монополий