Рынок монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Основные черты монополий…………………………………………...….3
Виды монополий………………………………………………………...…8
Барьеры для вхождения новых фирм в рынок монополий………...…..11
Преимущества и недостатки монопольного рынка………………….…13
Рыночное равновесие в условиях монополии…………………………..19
Признаки монополизации рынка…………………………………...……22
Регулирование деятельности монополий……………………………….24
Антимонопольная политика……………………………………….……..27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованной литературы…………………………………….……..34

Работа состоит из  1 файл

Стикин.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

     Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

     1. Деятельность субъектов естественных  монополий эффективнее в отсутствии  конкуренции, что связано  с  существенной экономией на масштабах  производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

     2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

     3. Низкая эластичность спроса, поскольку  спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной  монополии, в меньшей степени  зависит от изменения цены, чем   спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

     4. Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системы протяженных в пространстве  сетей, посредством которых производится  оказание определенной услуги, в  том числе наличие организованной  сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

     Существуют  два типа естественных монополий:

     а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

     б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

     Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

     Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

     Административная  монополия. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     В другой литературе выделяют государственную  монополию.

     Государственные монополии. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

     В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке. 

  1. Барьеры для вхождения  новых фирм в рынок  монополий

       Именно  барьеры вхождения являются условием существования монополии — ведь при возможности вхождения на рынок других фирм он, по определению, перестает быть монополией. Барьеры вхождения можно подразделить на два основных типа: юридические и технологические. К числу юридических барьеров вхождения относятся:

     патентная монополия, предоставляющая изобретателю продукта или производственного процесса исключительное право распоряжения изобретением реализации монопольной прибыли в течение определенного периода времени;

     выдача  правительственных лицензий на ведение  бизнеса в той или иной отрасли;

     введение  правительством внешнеторговых барьеров (квот или импортных пошлин), исключающих иностранную конкуренцию. Главным технологическим барьером вхождения является технология производства, характеризующаяся достижением значительной экономии на масштабах лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой.

     Технологическим барьером вхождения служит и обладание  какими-либо исключительными знаниями в области технологии производства (ноу-хау). К числу технологических барьеров можно отнести и наличие высококлассных менеджеров, чьи управленческие таланты и опыт уникальны.

     В то же время подобная классификация  барьеров вхождения достаточно условна. Во-первых, некоторые разновидности  барьеров вхождения нося/, с этой точки зрения, явно «промежуточный» характер. Например, исключительный контроль над важными факторами производства является барьером вхождения скорее с точки зрения экономических условий производства, сочетая в себе юридический и технологический аспекты. Во-вторых, юридические барьеры вхождения по большей части лишь законодательно закрепляют технологические. Так, патентная монополия закрепляет обладание исключительными знаниями в области производства, а правительственное лицензирование (скажем, в отраслях общественной инфраструктуры - энерго-, газо-, водоснабжении, до сравнительно недавнего времени — телефонной связи и др.) имеет своей основой существование в указанных отраслях естественной монополии.

     В долгосрочном плане наиболее важную роль в объяснении существования монополии играет именно технологический фактор экономии на масштабах, ибо остальные названные барьеры вхождения носят временный характер. Изменение производственных процессов во времени обусловливает лишь преходящее значение такого барьера, как контроль над факторами производства. Патентная монополия временна по самой своей природе. Правительственные лицензии, возможно, более долговечны, но они используются в отраслях, монополизация которых так или иначе предопределена технологически.

     Кроме упомянутых видов барьеров вхождения, существующих независимо от желания  и деятельности фирм-монополистов, имеются и такие барьеры, которые  создаются самими этими фирмами" скажем, монополисты проводят политику лимитирующего ценообразования, препятствующую вхождению в отрасль, и пр.

     Поведение монополиста, направленное на сознательное создание им барьеров вхождения, сопряжено  с дополнительными издержками. Однако в настоящей главе этот аспект стратегии монополий не рассматривается  — федполагается, что барьеры вхождения в отрасль экзогенные. Для монополиста и, стало быть, его издержки аналогичны издержкам конкурентной фирмы. 
 

  1. Преимущества  и недостатки монопольного рынка

       Рыночный  механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Более простое определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции.

       Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако, характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

       Рыночное  соперничество классифицируется так:

       

       Рыночные  структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности.  В настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг.

       Рынок свободной конкуренции – это  регулятор общественного производства. Он позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш (излишек) и тем и другим.

       Ориентирует всю экономику, в которой действует  рынок, на потребителя на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос.

       Автоматически самонастраивающийся механизм рынка  свободной конкуренции заставляет всех производителей и продавцов  ориентироваться на рыночные сигналы  цен и принимать оптимальные  решения по объемам производства и продажи товаров и по затратам на их производство. Поэтому совершенная конкуренция в идеале способствует наиболее эффективному распределению ресурсов между отраслями и видами производства и заставляет производителей производить именно то, что нужно, и столько, сколько нужно потребителям, с наименьшими затратами и с максимальной прибылью, стимулируя использование достижений НТП и повышение качества продукции. В принципе это бездефицитная экономика с высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям.

       Свободный рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы, благодаря информации, заложенной в ценах.

       Это значит, во-первых, что рынок позволяет  находить нужное, соответствующее спросу количество производителей; во-вторых, задает производителям свой уровень  требований, исходящий от потребителей; в-третьих, заставляет производителей поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок.

       Эффективное распределение ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей обеспечивается при условии, когда цена равна предельным издержкам. Это равенство означает, что фирмы увеличивают объем производства до тех пор, пока предельные издержки ресурса не станут равными цене производимого товара, по которой удалось его продать.

       В краткосрочном периоде конкурентная фирма может получать сверхприбыль или нести убытки. Но в долгосрочном периоде высокая прибыль привлекает другие фирмы в отрасль, и прибыль  исчезает, а убыточные фирмы разоряются. Следовательно, в долгосрочном периоде возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков», которая получила название оптимальности по Парето.

       Считается, что оптимум Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение  ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант их перераспределения, улучшающий положение, по крайней мере, одного индивида и не ухудшающий положения других.

Информация о работе Рынок монополий