Рынок монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Основные черты монополий…………………………………………...….3
Виды монополий………………………………………………………...…8
Барьеры для вхождения новых фирм в рынок монополий………...…..11
Преимущества и недостатки монопольного рынка………………….…13
Рыночное равновесие в условиях монополии…………………………..19
Признаки монополизации рынка…………………………………...……22
Регулирование деятельности монополий……………………………….24
Антимонопольная политика……………………………………….……..27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованной литературы…………………………………….……..34

Работа состоит из  1 файл

Стикин.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

       Полномочия  федерального антимонопольного органа (в настоящее время — Министерства по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства), а также его  задачи предусмотрены несколькими  федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство.

       Связь полномочий антимонопольных органов  с их задачами.

       Основной  задачей антимонопольных органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

       В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп  полномочий антимонопольных органов:

       • полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

       • полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

       • полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.

       Полномочия, направленные на развитие конкуренции  и предпринимательства:

       А. Проведение анализа и оценки состояния  конкурентной среды на товарных рынках.

       Б. Определение доминирующего положения  хозяйствующего субъекта.

       В Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

       Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

       Полномочия  по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

       А Принятие решения и выдача предписания  в случае нарушения антимонопольного законодательства.

       Б. Антимонопольный контроль на торгах.

       В. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.

       Г. Право антимонопольных органов  на предъявление иска в суд.

       Д. Форормирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

       Особую  роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы. 
 

       Заключение

       Итак, подводя итоги, можно сказать, что  антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к  дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Причём, я уверен, что  антимонопольная политика будет  плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

       Как же будет развиваться антимонопольная  политика в ближайшее время? На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко . Он отметил, что: «… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения».

             Я абсолютно согласен с ним в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

             Я считаю, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше. 
 

       Список  использованной литературы

  1. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. - // Вопросы экономики. – 2001.
  2. Азоев Г.Л.. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 г.
  3. Курс экономической теории.  Под ред. Сидоровича А.В.- М.: Дело и Сервис, 2001.
  4. Экономическая теория. Под ред Николаевой И.П. Учебник. - М.: КноРус, 2006.
  5. Микроэкономика.  Ивашковский С.Н.- М.: Дело, 2002.
  6. Самуэльсон Пол А. , Нордхаус Д. Вильям
  7. Калганов А. К вопросу о власти планово- корпоративных групп в России. - // Вопросы экономики . –2000. -№ 6 .
  8. Экономика : Пер. с англ. –М. : Дело,1999.
  9. Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. - // Вопросы экономики. –2001. -№9.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

Информация о работе Рынок монополий