Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".
принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение;
оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран.
Юридическая служба предприятия (объединение) подчиняется непосредственно руководителю предприятия (объединения). Ее структура и количественный состав утверждается руководителем предприятия (объединения).
На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности правоведение.
Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия (объединения). На него возлагаются такие обязанности как создание необходимых условий для работы этой службы, повышение квалификации работников службы, обеспечение оргтехникой, юридической литературой и справочными материалами, предоставление соответствующих помещений. Руководитель юридической службы несет и всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на службу задач и функций.
105.Оказание юридических услуг по лицензиям. Виды услуг, порядок получения лицензии.
Оказание юридических услуг по лицензиям субъектам хозяйствования – это самостоятельная форма оказания юридических услуг, отличающаяся от нотариальной и адвокатской деятельности. Суть её состоит в осуществлении на договорных началах деятельности по возмездному оказанию услуг правового характера субъектам хозяйствования по вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридических лиц, а также предпринимательской деятельностью физических лиц (осуществление правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, дача консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в хозяйственных судах и т.д.).
Рассматриваемую деятельность вправе осуществлять коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии. Порядок лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №136.
Выдача специальных разрешений (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (её приостановление, возобновление, продление срока действия и прекращение действия) осуществляется Министерством юстиции.
Право на получение лицензии, при отсутствии установленных к этому Положением препятствий, предоставляется:
- коммерческая организация - резидент Республики Беларусь, штатные работники которой, в том числе руководитель организации и его заместители, за исключением технического вспомогательного персонала, имеют юридическое образование, минимум два из которых имеют свидетельство об аттестации юриста;
- индивидуальным предпринимателям – гражданам Республики Беларусь, имеющим свидетельство об аттестации юриста.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в Министерство Юстиции заявление о выдаче лицензии и другие необходимые документы. Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимается коллегией Министерства юстиции на основании соответствующего заключения Комиссии Министерства юстиции по вопросам выдачи лицензии на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности – юридические услуги.
Лицензия выдаётся сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён Министерством юстиции по заявлению лицензиата на 5 лет.
106.Судебная система и правовой статус судей в РФ.
107.Суд присяжных в Российской Федерации.
108.Правоохранительные органы и адвокатура в РФ.
109.Судоустройство Украины.
110.Юстиция современных западных государств. Общая характеристика.
В данном учебном курсе студенты знакомятся с юстицией ведущих государств мира США, Англии, Франции, ФРГ.
Юстиция названных стран представляет две правовые системы: 1) англо-саксонскую или систему общего (прецедентного) права и 2) романо-германскую или континентальную. Она характеризуется отделением судебной власти от законодательной и исполнительной, ее относительной независимостью, политической нейтральностью, приоритетным положением суда в системе юстиции, несменяемостью и неприкосновенностью судей.
Структура судебной власти, как правило, смешанная, полисистемная, децентрализованная, многозвенная и многоинстанционная, включающая общие и специализированные суды. В ней действуют составы из профессиональных судей (один судья или два и более) и составы с участием народных (общественных) представителей (суд присяжных или шеффенов). В странах континентальной Европы имеются, кроме того, конституционные суды (во Франции – Конституционный совет), в США и Японии – функцию конституционного контроля выполняют Верховные суды и другие суды общей юрисдикции. Везде в странах парламентской демократии запрещены чрезвычайные суды.
Основной способ комплектования судейского корпуса в этих странах – назначение судей главой государства (президентом, монархом). Он формируется после тщательного отбора из представителей среднего и высшего классов, профессионально образованных специалистов, как правило, со значительным стажем юридической деятельности (адвокатской, прокурорской). Важной гарантией судейской независимости в перечисленных странах является административная и финансовая автономия судебной власти, невозможность уменьшение вознаграждения судьям во время пребывания в должности.
В этих странах развита система судейского самоуправления, высшие органы которой представляют и защищают интересы судейского сообщества, участвуют в решении кадровых вопросов, формировании судейского корпуса.
Прокуратура континентальных стран Европы (Франции, Германии, Италии) и атторнетура в англосаксонских (“attorney” – поверенный в юридических делах) выполняют преимущественно обвинительные функции, осуществляют уголовное преследование, поддерживают обвинение в суде, руководят следствием и ведут его самостоятельно. В некоторых странах осуществляется надзор за законностью предварительного следствия и содержанием лиц в местах лишения свободы. Как правило, в странах Запада вопросы организации и деятельности прокуратуры регулируются не конституционными актами, а специальными законами и уголовно-процессуальными кодексами.
Предварительное (досудебное) производство или расследование ведут полиция и специальные органы следствия, которые в некоторых странах (в частности, США) многочисленны и весьма разнообразны по своей организационной структуре. Их система дополняется широкой сетью частных детективов (агентов) и частными полицейскими формированиями. Досудебное производство осуществляют также прокуроры (атторнеи), а в странах англосаксонских – также потерпевший самостоятельно или с помощью адвоката.
Адвокатура в указанных странах – это ассоциация свободных независимых юристов, оказывающих квалифицированные профессиональные правовые услуги физическим и юридическим лицам в разных формах. В качестве судебных юристов они пледируют (выступают) в судах, совершают нотариальные действия, но главным образом обеспечивают правовое обслуживание бизнеса, промышленно-финансовых корпораций и компаний, фирм и банков, т.е. занимаются юрисконсультской деятельностью. Из адвокатов в некоторых их этих стран комплектуется судейский корпус; они занимают ответственные должности в правительстве и парламенте. Поэтому попасть в солидную, преуспевающую юридическую фирму нелегко: большая конкуренция и высокие предъявляемые требования.
Давая общую характеристику юстиции западных государств, нужно предостеречь от переоценки ее достоинств. Как и везде, там есть тоже свои проблемы. Многие ученые отмечают, что юстиция этих стран переживает трудные времена, кризисные явления. В связи с ростом преступности, объема работы осуществлена антидемократическая реформа в Англии, в частности, Законом “Об уголовной юстиции и общественном порядке” от 3 ноября 1994 г. В США ужесточена карательная политика Законом от 13 сентября 1994 г. “О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах”.
Наблюдается усиление влияния на правосудие и все с ним связанное исполнительно-распорядительной власти. Юстиция Запада не лишена и таких пороков как волокита, формализм, коррупция, недостаточная эффективность и дороговизна юридической помощи. Наблюдается свертывание деятельности суда присяжных, расширение дискреционных полномочий председательствующего в судебном заседании, вплоть до роспуска жюри присяжных. Впрочем, в 1995 г. возрожден суд присяжных заседателей в Испании и во всех странах парламентской демократии принимаются меры по обеспечению малоимущих бесплатной юридической помощью. В США эта обязанность возложена на муниципальную адвокатуру. Так называемые бесплатные адвокаты получают зарплату от суда и специализируются по уголовным делам о преступлениях, за которые может быть назначено тюремное заключение.
Непросто в рассматриваемых странах получить юридическое образование, плата за обучение в престижных университетах достаточно высока и представители трудовых слоев населения нечасто попадают на студенческие скамьи. В целом же, юстиция стран Запада помогает политической власти поддерживать надлежащий уровень законности и правопорядка, обеспечивает социальный контроль за поведением в обществе, соблюдение прав и свобод граждан, ведет борьбу с преступностью и коррупцией.
111.Система судов США. Порядок их комплектования.
Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся большим разнообразием. Это дало основание профессору права Джону Мидору в своей книге “Американские суды” (М., 1991) характеризовать американскую судебную систему “исключительно сложной, самой сложной в мире”.
Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоящее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 “Судоустройство и судебный процесс”.
Федеральная судебная система состоит из трех уровней:
1.Районные федеральные суды, которые размещены по судебным округам. Их 94. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. Они рассматривают в основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом (измена, заговор, подрывная деятельность, неуважение к федеральному суду, наркобизнес, тяжкие убийства (при захвате автомашины или другого транспортного средства, убийство федерального должностного лица высокого ранга и др.).
Районные федеральные суды выдают также запрещающие приказы по ходатайству Генерал-атторнея, касающиеся забастовок, а в случае нарушения запрета налагают высокие штрафы на профсоюзы и лидеров профсоюзного движения. В их компетенцию входит и осуществление конституционного контроля при рассмотрении конкретных дел.
2.Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.
3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств.
Верховный Суд США является высшей апелляционной инстанцией в стране, как для федеральных, так и судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб. Главная же функция высшего суда США – осуществление конституционного контроля, толкование Конституции США, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел. Поскольку Верховный Суд США проверяет конституционность актов Конгресса и Президента, его именуют иногда Третьей палатой Конгресса, обеспечивающей равновесие между ветвями власти. Влияние Верховного Суда США на правовую и политическую жизнь страны велико и способствует продвижению американского общества к правовому государству.
К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"