Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".
Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей, избрал его первый состав, поручил ему подготовить проект Закона “Об органах судейского самоуправления”.
Второй съезд судей создал программу социально-экономического развития РБ на 2001-05 гг.
Съезд отмечал необходимость совершенствования системы исполнения постановлений суда, считал что усилия должны быть направлены на: обеспечение верховенства Конституции, выполнение судьями своего профессионального долга, реализация принципов публичности и гласности правосудия, укрепление независимости судей, усиление взаимодействия органов с исполнительной и законодательной властью, упрощение процедуры рассмотрения споров, совершенствование гражданского законодательства, укрепление системы высококвалифицированными кадрами.
9. Понятие, свойства и назначение судебной власти в правовом государстве.
Понятие судебная власть появилось с принятием Концепции судебно-правовой реформы , исходящей из принципа разделения властей.
Судебная власть – это система независимых гос.органов – судов, наделенных властными полномочиями, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях возникшие споры и конфликты, применять наказания к виновным лицам.
Суд осуществляет неуклонное исполнение законов, способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности и правопорядка, утверждению высоких принципов нравственности и морали.
Приговоры, решения являются обязательными для всех без исключения.
Особенности судебной власти: исключительность – только суд и никто другой осуществляет правосудие; полнота и самостоятельность – вынесенные судом приговоры и решения не требуют никаких согласований, утверждений гос властью и вышестоящими судебными инстанциями; активность – суд сам исследует доказательства, что бы установить истину и принять обоснованное решение.
В законодательстве отсутствует легальное определение. При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы как:
1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных актов в государстве;
2) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);
3) обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);
4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества в их деятельности;
6) аналитическая и организационная работа;
7) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.
Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательствам на суды иных функций.
10. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной.
Законодательная власть в лице Национального Собрания Республики Беларусь принимает законы. Таким образом законодательная власть воздействует на систему правосудия, “управляет” органами судебной власти, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента не допустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе корректировать судебную деятельность лишь посредством принятия новых законов и постановлений и осуществления контроля за их исполнением, а также толкования Конституции и законов, принятия решений об амнистии.
Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе прежде всего выполняя свою основную функцию: дачи заключений о соответствии Основному закону нормативно-правовых актов (ст.116 Конституции).
Вторая форма взаимоотношений законодательной и исполнительной властей с судебной – это их участие в формировании судейского корпуса.
В-третьих, законодательная власть утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанных с их деятельностью. Причем, уменьшение расходов на судебные нужды, либо использование средств на их обеспечение на другие цели допускается только с согласия Парламента. Бюджет судов должен обеспечивать выполнение ими их конституционных полномочий.
Судебный контроль в сфере государственного управления – эффективное средство борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, важнейшая гарантия соблюдения прав человека.
11. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и иными общественными организациями, преследующими политические цели.
Политические партии играют важную роль в политической системе, в развитии политической активности граждан и их участии в управлении государством. Они являются связующим звеном между государственной властью и народом, представителями различных слоев населения.
Рассматривая взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели, следует указать и еще на то, что к компетенции судов отнесено рассмотрение их жалоб на отказ органов юстиции в регистрации общественных объединений, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды (ст.ст. 17, 25 и 29 Закона РБ “Об общественных объединениях” от 4 октября 1994 г.).
12. Понятие, значение и отличительные признаки правосудия. Соотношение с судебной властью.
Итак, следует прежде всего отметить, что правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.
Судебная власть осуществляется только судом. Поэтому как нет суда без правосудия, так не может быть правосудия без суда.
Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами, путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Способы отправления правосудия зафиксированы в ст.4 Закона о судоустройстве и статусе судей в общей форме.
Традиционно методами правосудия являются: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.
Действующее законодательство и практика его применения знает еще три способа отправления правосудия: 1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство; 2) рассмотрение в судебных заседаниях хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, так называемое хозяйственное судопроизводство; 3) наконец, конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.
Вместе с тем правосудие – это не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений, т.е. в кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам, а также разрешение процессуальных вопросов, связанных с исполнением принятых судебных решений.
Обязательным отличительным признаком правосудия является процессуальная форма, под которой понимается соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры.
Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее образно говоря, сердцевина, “квинт-эссенция”, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. Иначе говоря, судебная власть охватывает всю сферу общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью судов, устройством судебной системы и отправлением правосудия.
13. Понятие, значение и система конституционных основ судебной власти.
Конституционные принципы, это общие и единые для всех судов исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны деятельности, эти привила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, но и для законодателя.
1. осуществление правосудия только судом, В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам
2. равенство граждан перед законом и судом
3. правосудие в соответствии с законом, подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц.
4. коллегиальность и единоличность в рассмотрении дел
5. независимость судей ( обеспечивает действительную самостоятельность судебной власти, создает условия для работы судов , в которых суд имеет реальную возможность принимать решения, без постороннего вмешательства, давления и воздеиствия)
6. открытое разбирательство дел, гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила
7. право на защиту, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки
8. принцип законности,
9. состязательности и равенства сторон в процессе, суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, ведь, естественно, ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций
10. презумпция невиновности, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
11. Выборность и назначение судей
14. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Право граждан и организаций на судебную защиту.
Осуществление судебной власти только судами
В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.
Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства судебной власти как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.
Право граждан на судебную защиту
Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Такой вывод вытекает из Всеобщей декларации прав человека, которая в статье 8-й закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Соответственно Конституция Республики Беларусь зафиксировала, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60). Это положение детализируется в статье 6-й Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, где указывается, что граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц.
Значение судебной защиты прав человека состоит в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными. Так как суд осуществляет социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, он должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры в обществе.
15. Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"