Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

Перечень лиц, имеющих право подачи жалоб на решение судов, а также порядок обжалования детализируются в отраслевом процессуальном законодательстве.

 

23. Презумпция невиновности.

Принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности сформулирован в ст.26 Конституции Республики Беларусь, где указано, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (органам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устранённые сомнения трактуются в пользу его невиновноти).

 

24. Право граждан на юридическую, в том числе, и на адвокатскую помощь.

Конституция Республики Беларусь отражает качественные изменения в правовой политике государства. Впервые в истории нашего конституционного законодательства права и свободы,  честь и достоинство человека объявлены высшей ценностью. Причем они не только декларированы, а гарантированы созданием соответствующих механизмов, необходимых для осуществления конституционных прав и свобод. Учитывая, что далеко не все граждане обладают необходимыми познаниями в области действующего законодательства, ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой  момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Весьма важным является и то, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств и противодействия оказанию правовой помощи запрещается.

 

25. Понятие и принципы правового статуса судьи.

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

Судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей  на профессиональной основе.

Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:

- совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;

- гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;

- ответственность судей.

Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

Анализ соответствующих норм Конституции и Закона о судоустройстве и статусе судей позволяет выделить следующие принципы статуса судьи:

1. Единство судейского статуса; имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность.

2. Независимость судьи; – это его самостоятельность при осуществлении правосудия. Недопустимость вмешательства в деятельность судей в какой бы  форме это не проявлялось.

3. Несменяемость судьи; означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом

4. Неприкосновенность судьи; непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь.

5. Политическая нейтральность;

6. Надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита.

 

 

 

 

 

 

 

26. Несменяемость и неприкосновенность судей.

Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.

Следует отметить, что несменяемость судей не означает, что нет механизма своевременного избавления от некомпетентных и недобросовестных судей. Как уже отмечалось, при наличии предусмотренных в законе оснований и в порядке, установленном законом, полномочия любого судьи могут быть прекращены досрочно, в любое время. Однако смещение с должности судьи не может быть произвольным, при отсутствии предусмотренных законом оснований.

              Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей) также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства с учетом значимости выполняемых судейских функций.

В отличие от прежнего законодательства о судоустройстве, которое весьма узко трактовало неприкосновенность судьи, сводя ее по существу к особому порядку привлечения судьи к уголовной ответственности, ареста и применения мер административного характера, налагаемого в судебном порядке, Закон о судоустройстве и статусе судей детально и широко регулирует этот институт.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

              Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

 

27. Народные заседатели. Предъявляемые требования. Правовое положение. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей.

              Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных и присяжных заседателей.

Как народные, так и присяжные заседатели – временные, непрофессиональные судьи. Однако правовое положения их неодинаково. Первые (народные заседатели) пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания.

Вторые (присяжные заседатели) самостоятельно, без участия профессиональных судей, решают только фактические вопросы дела, а именно: виновно или невиновно лицо, преданное суду, в совершении преступления. Таким образом, присяжные заседатели наделены законом более узкими правами, но зато они решают вопрос о виновности самостоятельно, без влияния судьи-юриста, его авторитетного мнения.

              Народные заседатели призываются к участию в рассмотрении дел в порядке очередности по спискам по мере необходимости осуществления правосудия.

Что же касается составления списков народных заседателей, то длительное время последние избирались трудовыми коллективами и собраниями трудящихся по месту жительства, а также представительными органами разных уровней в зависимости от звена судебной системы. Теперь в соответствии со ст.6 Временного положения о порядке утверждения списков народных заседателей, утвержденного Верховным Советом Республики Беларусь 7 июня 1996 г., подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполкомов Советов сроком на пять лет на основе списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, которые постоянно проживают на территории района, города, области и отвечают предъявляемым требованиям. Списки народных заседателей районных (городских), областных, Минского городского судов утверждаются соответствующими исполкомами. Списки народных заседателей военных судов утверждаются командирами воинских частей.

              Списки народных заседателей Верховного Суда, утверждаются Советом Республики Национального собрания по  представлению Председателя этого суда.

Не могут быть народными заседателями: лица, признанные ограничено дееспособными  или недееспособными либо страдающие хроническим психическим или иным заболеванием, препятствующим исполнению обязанностей народного заседателя; лица, привлеченные к уголовной ответственности или судимые за совершенные преступления: лица, не владеющие языком судопроизводства; лица, которые занимают должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители).

Важно отметить, что количество народных заседателей устанавливается из расчета: 35 народных заседателей на одного судью районных (городского), межгарнизонных военных судов; 25 заседателей – на судью среднего звена общих судов и 10 заседателей – на судью Верховного Суда Республики Беларусь.

Как народным, так и присяжным заседателям закон гарантирует выплаты за выполнение ими обязанностей в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи общих и хозяйственных судов. Квалификационный экзамен. Зачисление кандидатом в судьи. Специальная подготовка на судейскую должность.

Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Судьями Верховного Суда могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.

Требования к кандидатам в судьи хозяйственного суда в принципе такие же, как и к кандидатам в судьи общих судов. “Судьей хозяйственного суда, – гласит ст. 6 Закона Республики Беларусь о хозяйственных судах от 9 декабря 1998 г., – может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов”. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (Судьи Верховного Суда, как ранее указывалось, должны иметь стаж судебной работы не менее пяти лет). Это позволяет привлекать на работу в Высший Хозяйственный Суд высококвалифицированных специалистов из разных сфер  юридической деятельности, имеющих практический опыт в области экономических отношений.

Подбор, подготовку кандидатов в судьи, повышение их квалификации осуществляют органы юстиции с участием соответствующих судов.

Квалификационный экзамен принимает действующая при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационная комиссия, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.

Результаты этого экзамена действительны в течение года с момента его сдачи и на протяжении всего времени  работы в должности судьи хозяйственного суда. Сдавший квалификационный экзамен и отвечающий требованиям на должность судьи хозяйственного суда вправе обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность, которая и решает этот вопрос. При отказе в такой рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию, допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

Впервые избранные или назначенные на должность судьи приносят присягу.

 

29. Права и обязанности судей и народных заседателей.

              Закон о судоустройстве и статусе судей четко и лаконично определяет права и обязанности судей.

Судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми.

При исполнении своих обязанностей, а также внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает заниматься судьям какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"