Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".
Принцип независимости судей и подчинения их только закону нашел закрепление во многих законодательных актах: Конституции РБ (ст. 110 Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону), Законе о судоустройстве и статусе судей (ст. 9 Участие граждан в осуществлении правосудия Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами), Законе о Конституционном Суде (ст. 2), процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК)
Рассматриваемый принцип включает два относительно самостоятельные положения:
- при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц граждан, судей и вышестоящих судов;
- судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами.
.
16. Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними других нормативных актов.
Подзаконность является одним из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”.
Подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц. Закон “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное законодательство подробно регламентируют порядок, процессуальную форму судебного разбирательства и выносимых судом решений. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суду при активном участии в судебном разбирательстве участников процесса, наделенных равными правами, установить истину по делу и вынести по нему законное и обоснованное решение.
17. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей.
Правосудие как вид государственной деятельности требует особой осмотрительности, взвешенности и осторожности при принятии решений. Одним из условий этого является обсуждение судьями вопросов рассматриваемого дела и принятие по нему большинством голосов законного и обоснованного решения. Вместе с тем, повышение статуса и качественного состава судей, усиление требований к кандидатам на эти должности, учет опыта зарубежных стран позволили законодателю наделить судей правом единоличного рассмотрения дел. Ст. 113 Конституции предусматривает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Из смысла данной статьи следует, что коллегиальное рассмотрение дел необходимо рассматривать как правило судопроизводства, а единоличное – как исключение из этого правила. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.
18. Открытое разбирательство дел во всех судах.
Конституцией Республики Беларусь установлено: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства” (ст.114). Из данной статьи Конституции нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.
19. Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Статья 115 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что “правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе”. Это положение продублировано в процессуальных кодексах (ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК, ст. 9 ХПК) и суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, ведь, естественно, ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций.
20. Порядок назначения и исполнения обязанностей судьи общего или хозяйственного суда.
Статья 99 (кодекса о суд. и ст. суд.). Назначение судей
Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.
Статья 100. Исполнение обязанностей судьи общего или хозяйственного суда
На время нахождения судьи общего или хозяйственного суда в социальном отпуске на его должность может назначаться судья, находящийся в отставке, или иное лицо при условии соответствия его требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи общего или хозяйственного суда.
Судья общего или хозяйственного суда назначается в соответствии с настоящей статьей Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, основанному на заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья, привлекаемый к осуществлению правосудия в соответствии с настоящей статьей, обладает правами и на него возлагаются обязанности судьи.
Выход на работу судьи, находившегося в социальном отпуске, является основанием для прекращения полномочий судьи, назначенного на его должность в соответствии с настоящей статьей. Решение о прекращении полномочий судьи принимается Президентом Республики Беларусь.
21. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общего и хозяйственного суда.
Статья 101. Присяга судей общих и хозяйственных судов
Судья общего или хозяйственного суда вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.
Судья общего или хозяйственного суда приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь.
Судьи областных (Минского городского) и Белорусского военного судов приносят присягу в Верховном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Верховного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих судов.
Судьи районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов приносят присягу соответственно в областных (Минском городском) и Белорусском военном судах в присутствии председателей и судей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, начальников управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, председателей соответствующих районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов.
Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов приносят присягу в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих хозяйственных судов.
На церемонию принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь (его заместитель), председатель Республиканского совета судей (его заместитель), члены квалификационных коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица.
На церемонию принесения присяги судьями военных судов приглашается также Министр обороны Республики Беларусь (его заместитель).
Присяга судей общих и хозяйственных судов приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Беларусь. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента Республики Беларусь:
о назначении на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов - Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (его заместителем);
о назначении на должность судьи районного (городского), специализированного и межгарнизонного военного судов - соответственно председателем областного (Минского городского), Белорусского военного судов;
о назначении на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда - Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (его заместителем).
После оглашения указа Президента Республики Беларусь присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.
Судья общего или хозяйственного суда приносит присягу следующего содержания:
…
После этого судьей подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле.
После приведения к присяге судье вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.
Судья общего или хозяйственного суда в период осуществления своих полномочий приводится к присяге один раз.
Статья 93. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.
К присяге судьи Конституционного Суда Республики Беларусь приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Началом церемонии присяги является оглашение решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь приносит присягу следующего содержания:
…
Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.
Акт о принесении присяги подписывается судьей Конституционного Суда Республики Беларусь и хранится в личном деле судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.
После приведения к присяге судье Конституционного Суда Республики Беларусь вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.
22. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов).
Право сторон, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, закрепленное в ст. 115 Конституции, является одной из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции). Жалобы участников процесса позволяют вышестоящим судам своевременно проверять решения нижестоящих судов, выявлять допущенные в них ошибки, отменять или изменять незаконные и необоснованные решения. Поэтому своевременное обжалование судебных постановлений (актов) следует рассматривать как действенное условие недопущения исполнения неправосудных решений, средство укрепления законности и правопорядка.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"