Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

1)принцип демократизма реализуется в формировании и реализации права. В правотворчестве он проявляется в широком участии народных депутатов, общественных объединений, движений, трудовых коллективов и граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства.

2)принцип законности. Все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.

3)принцип гуманизма - один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми. 

4)принцип равенства граждан перед законом. Он выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

5)принцип взаимной ответственности государства и личности. Государство и личность должны быть связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность. При таком положении государство отвечает в лице своих должностных лиц или в целом за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам. Межотраслевые принципы - если принцип действует в нескольких, но не во всех отраслях права, т.е. принципы присущи нескольким отраслям, (принцип материальной ответственности, принцип диспозитивности и др.). (н-р, процессуальным (независимость судей; принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и равноправия сторон судопроизводства, гласность и т.д.).

Отраслевые принципы - действуют в рамках одной отрасли права, определяя ее специфику (для земельного права - принцип множественности и правового равенства различных форм собственности на землю; в экологическом праве - принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; для трудового - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников,

принципы правовых инститов – свойственны конкретному институту права.

принципы нормы права  – свойственны конкретному виду норм права.

 

 

 

5.Социальная ценность  и функции права.

Социальная ценность права выражается в том, что оно является регулятором общественных отношений. Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается  определенность, точность в самом  содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально  полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность  нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное  сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки  сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются  институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная “четвертая власть” (средства массовой информации) и правовое государство.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Общесоциальные; специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

политическая – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

экономическая – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

культурно-историческая – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

воспитательная – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические  функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

регулятивная – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

регулятивная динамическая – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

регулятивная статическая – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

восстановительная– это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

карательная, компенсационная, ограничительная и др.

 

 

 

 

 

 

 

6.Социальное регулирование:  понятие, формы. Право в системе  социальных норм.

Современное социальное регулирование представляет сложную систему, составными элементами которой являются нормативное, ценностное и информационное регламентирование общественных отношений.

Нормативное регламентирование - регламентация отношений, достигаемая с помощью социальных правил (мораль, обычаи, религиозные нормы и т.д.);

Ценностное регламентирование - регламентация отношений и поведения людей с помощью ценных ориентиров (уважение к старшим; почитание родителей; и др.) достигается с помощью социальных ценностей, их регулятивных свойств. Информационное регулирование основывается на потоке информации, его восприятии и, как следствие, в общественных и иных процессах выстраивается соответствующая линия поведения.

В рамках соц. управления выделяют 2 его  основные формы - управление материальными  ресурсами и управление человеческими  ресурсами. Последние вкл. процессы управления соц. развитием, образованием, занятостью, трудом, соц. обеспечением и др.

Право регулирует общественные отношения  во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального  нормативного регулирования.

Для того, чтобы определить место и роль правовых норм в системе социального нормативного регулирования необходимо соотнести правовые и иные социальных нормы.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах: правотворчества. Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.

Новая   или   проектируемая   норма   права должна учитывать  нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т, д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т. д.;

в)  толковании норм права, в частности  оценочных терминов: «цинизм»,  «особая  жестокость», «недобросовестное отношение  к служебным обязанностям» и  др.

Но между правом и моралью  иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

Случаются и прямые столкновения права  и морали. Например,    некоторые  молодые матери оставляют своих  детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает.

Взаимодействие права и обычаев рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям.

Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям.

Соотношение проявляется в следующем:

1. Юридические нормы поддерживают  обычаи, полезные с точки зрения  общества и государства, создают  условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить  вытеснению вредных с точки  зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны  к действующим обычаям. Таких  обычаев большинство и связаны  они главным образом с межличностными  отношениями, бытовым поведением  людей.

Итак, действуя в системе социального  нормативного регулирования, юридические  нормы являются только одним из элементов  этой системы. В условиях правового  общества, демократического государства  взаимодействие права с иными  социальными нормами  является необходимым условием его эффективности.

 

7.Правовое регулирование:  понятие, предмет, методы, способы,  типы.

Правовое регулирование - осуществляемое всей системой юридических средств конкретное воздействие гос-ва на общественные отношения с целью их упорядочить.

Правовое регулирование направлено на регулирование определенных общественных отношений в определенной мере.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, социальные связи, образующие действия, поведение и деятельность физических лиц, которые упорядочивают связи.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических способов правового регулирования.

Различают императивный метод  правового регулирования диспозитивный и рекомендательно-регистрационный:

1) императивный метод правового регулирования строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридических правил, данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Этот метод присущ публичному праву (административному, уголовному).

2)диспозитивный метод правового регулирования основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод и присущ частному праву (гражданскому, семейному). Способом реализации данного метода является договор.

Способы правового регулирования являются составляющими метода правового регулирования:

1)позитивное обязывание – возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению (что-то необходимо сделать, выполнить какие-то обязанности, например уплатить налог, штраф и т.д.).;

2)дозволение – это предоставление субъектам права, возможности совершать самим какие-либо активные действия в своих собственных интересах.

3)установление запретов – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом;

В зависимости от сочетания  способов правового регулирования  выделяют типы правового регулирования:

1)общедозволительный тип регулирования, основанный на общем дозволении, он строится по принципу “дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом. (например, отвод земельного участка разрешен везде, кроме земель заказников, заповедников и т.д. Разрешен лов любой рыбы, кроме осетровых; и т.д). – для гр-н

2)общезапретительный, который строится по принципу “запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”.

3)разрешительный тип правового регулирования основывается на всеобщем запрете каких-либо действий, деятельности (приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия; выдача лицензии на какой-либо вид деятельности). Однако среди общего запрета ("нельзя") кому-то - что-то можно другому, например военнослужащий может зарегистрировать брак без соблюдения общих сроков.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"