Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
14.Закон: понятие, виды.
Закон - это НПА акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой), регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.
В широком смысле закон – любой источник права.
Виды законов:
– федеральные;
– региональные;
– законы, принимаемые Государственной Думой;
– региональные (Совет народных депутатов);
По юридической силе:
1)Конституция РФ/
2) особые НПА по применению и изменению конституции;
3) конституционные законы –
принимаются по вопросам
4) федеральные;
5) региональные (уставы, Конституции республик)
– НПА по принятию уставов/конституций
– текущие законы.
Локальные (Устав КемГУ).
По территориальному действию:
1)федеральные;
2)законы субъектов Федерации.
По сфере регулирования:
1)общие;
2)специальные.
Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся: Основы законодательства; основные принципы законодательства; кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О полиции», «О залоге» и др.)
По субъектам правотворчества:
1)принятые в результате
2)принятые органами власти.
По сроку действия:
1)постоянные;
2)временные.
По внешней форме выражения:
1)Конституция;
2) кодекс;
3)постановления;
4)положение;
5)регламент;
6)закон;
7)др.
По кругу лиц:
1)граждане;
2)иностранные граждане;
3)лица без гражданства.
По отраслевой принадлежности:
1)содержат нормы различных
15.Юридическая сила нормативных актов: понятие, процедурные и материальные моменты.
Юридическая сила нормативно-правового
акта - это технико-юридическая характеристика
нормативно-правового акта, выражающая
обязательность любого нормативного акта,
а также его приоритет перед другими актами
или степень его подчиненности иным нормативным
актам, его место в иерархии нормативных
актов, которая зависит от места государственного
органа, принявшего этот акт, в системе
органов государства.
Ю.с.з. определяется положением органа,
их издавшего, в общей системе правотворческих
государственных органов, его компетенцией
и характером самих издаваемых актов.
Юридическая сила служит критерием классификации
нормативных актов, их подразделения на
два основных вида группы: законы и подзаконные
нормативные акты.
В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчиненности нормативных актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
16.Систематизация
Систематизация законодательства - деятельность по обработке, упорядочению и совершенствованию действующих законов и иных НПА и приведение их в единую, согласованную систему в целях удобства пользования ими.
Систематизация нормативных
Виды систематизации нормативных правовых актов:
Инкорпорация – форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
При инкорпорации акты подвергаются внешней обработке – в них вносятся последующие официальные изменения, устраняются устаревшие положения и противоречия, материал распределяется по определенной схеме.
Хронологическая - если нормативные акты располагаются по годам издания;
предметная - если по предмету регулирования (например такой инкорпорацией являлся союзный Свод законов).
официальная - если инкорпорацией занимается орган, уполномоченный на это законодательством. (Министерство юстиции, Прокуратура, иное министерство по законодательству своей отрасли и др.);
неофициальная - осуществляемая организациями или отдельными лицами по собственной инициативе.
Кодификация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания, в результате чего создается принципиально новый акт.
В процессе кодификации нормы
Кодификационные акты подразделяются на несколько видов:
1)основы законодательства республик; 2)кодексы; 3)уставы; 4)положения.
Консолидация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
(Свод законов Российской
Новый акт полностью заменяет акты, в него вошедшие, имея при этом собственные реквизиты, что свидетельствует о том, что консолидация является одной из разновидностей правотворческой деятельности государственных органов.
Компьютерная обработка нормативно-правового массива осуществляется с помощью СПС.Цель СПС – систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.
Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:
· классификации документов;
· выявления взаимосвязей между различными документами;
· составления примечаний к документу.
Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам. Это могут быть как формальные признаки, такие как выходные данные, так и неформальные – темы, которые рассматриваются в этих документах. Классификация производится на основании классификатора данной системы. В общем случае классификатор – это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.
Качество последующей
Выявление взаимосвязей документа позволяет создать список документов, дополняющих его. Таким образом, пользователю предоставляется возможность максимально полно ознакомиться с интересующей его темой, начав работу всего лишь с одним документом.
В качестве примечаний к документу обычно используются ссылки на связанные с ним информационные ресурсы, данные о текущем статусе документа, комментарии юриста.
Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновленную юридическую обработку массива правовой информации.
Поиск документов можно условно разделить на два вида:
- по реквизитам документов;
- по тексту документов.
Поиск по реквизитам документа позволяет найти документ с определенным номером, выпущенный определенным органом и т. д. Для повышения эффективности поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.
Поиск по тексту документов заключается в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, описанный поиск позволяет найти документы по какой-либо теме. Недостатком поиска по тексту является большой шум, т. е. попадание в список найденных документов большого количества документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе.
Многие СПС позволяют
17.Система права: понятие
и элементы. Соотношение системы
права и системы
Под системой права понимается как внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права и выражающаяся в единстве, согласованности и непротиворечивости юридических норм. Система права как целое состоит из взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке частей, элементов системы.
Система права показывает, из каких частей состоит право и в каком соотношении между собой они находятся.
Структурными элементами системы права являются:
- норма права как первичный,
исходный элемент системы
- отрасль права;
- подотрасль права;
- институт права;
- субинститут права.
Отрасль права - представляет собой упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Именно предмет и метод правового регулирования лежат в основе деления системы права на отрасли.
На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют государственное (конституционное) право, ГП, ТП, АП, УП, ГПП, УПП и др. отрасли.
В рамках наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли, регулирующие определенный род общественных отношений. Например, в конституционном праве - это избирательное право, в гражданском - наследственное, арбитражное, авторское, патентное, жилищное и т.д.
Институт права - представляет собой самостоятельную обособленную группу юридических норм, регулирующих незначительный круг однородных общественных отношений.
Примерами правовых институтов являются: в гражданском праве – институты собственности, найма жилого помещения, исковой давности, сделки, купли-продажи, институт дарения; в семейном праве - институт брака; в уголовном - институт необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.
Правовой институт может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты (в гражданском праве институт аренды - субинститут - субаренда).
Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие собой два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права - его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства - есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.
Однако система права и
Во-первых, это выражается в том,
что первичным элементом
Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.).
В-третьих, в основе деления системы
права лежат предмет и метод
правового регулирования, в силу
чего отрасли права отличаются высокой
степенью однородности. Отрасли законодательства
выделяются по предмету регулирования
и не имеют единого метода, следовательно,
и не имеют такой степени
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.
В-пятых, если система права имеет объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"